+8 (916) 786-78-28 с 10.00 до 22.00 ежедневно

Меню

Кот и змей в древнем египте: Задание №32. Вспомните мифы о богах и ответьте на вопросы

Как египтяне именовали кота и змея, и почему

Как египтяне именовали кота и змея, и почему?

Во многих мифологиях животным уделялось особое внимание – часто ими обозначали Богов, или наоборот, Богов представляли в их обличии. В Древнем Египте вера гласила, что весь мир создан богами, а вот животные – их воплощения. Именно через животных Боги следят за людьми, общаются с Богами через своеобразный «канал» тоже животные. Главные Боги Египта – Ра и Бастет, всегда смотрели на мир и людей кошачьими глазами. Через кошек можно было не просто обратиться к Богам, но и поговорить с ними о своем, сокровенном, выпросить милость или прощение.

Самые первые иероглифы, обозначающие слова «кот» или «кошка» появились очень давно – порядка 2300 лет до НЭ, это была пятая и шестая династия фараонов. Тогда они звучали даже как кошачье мяуканье – «миу» и «минт». И сейчас доподлинно известно, что древние египтяне настолько сильно ценили кошек, что за их убийство полагалась смертная казнь.

Богиня Бастет, она не просто дарила людям плодородие, скрепляла семейный очаг, но и несла радость, всегда изображалась либо полностью как кошка, либо как женщина с головой кошки.

Почему же именно такое отношение к кошачьим возникло в Древнем Египте? Думается, не потому, что кот – это зверь, созданный Богом для того, чтобы у каждого человека был свой собственный тигр, которого всегда можно погладить! Тут все намного глубже. Главный Бог Египта – Ра, еще имел название Великий Кот. Именно в обличии кота он смог победить Апопа, Бога тьмы, который в виде змея нес страдания жителям Египта. Ведь этот змей – Апоп, каждую ночь выпивал Нил, принося голод и нищету жителям Египта. Он мог вместе с водами Нила забрать с собой тех людей, которые не выполняли законы Ра. И такая битва между Ра и Апопом шла каждую ночь. Так в Египте представлялись вечные муки для грешников – сухой Нил без капли воды и постоянное возвращение к нему.

Откуда пришло такое отношение к котам? Существует версия, что кошки (коты) из-за своих светящихся по ночам глаз, из-за крадущейся и неслышной походки, умели видеть тонкие материи Богов намного лучше людей.

Появляясь рядом неслышно, исчезая в мгновение ока, кошки действительно походили на порождение потустороннего мира. Их независимость считалась признаком божественности, а способность проникать в недоступные (казалось бы) места наделяла кошек даром телепортации, как у Богов.

Бастет, Богиня плодородия и семейного очага, постоянно изображалась в образе кошки по простой причине – кошки чистоплотны, заботливы и нежны. Воплощение именно этой Богини в кошачьем образе понятно – человека восхищает заботливость этого животного о своем потомстве, его почти идеальная чистота, и умение находить для себя (и своих котят) самое удобное и защищенное место. Но попробуй кошку тронь (или ее потомство)! Вот тогда кошка превращается в тигра, причем самого кровожадного. Таким и был Великий Кот, или Ра – он в клочья каждую ночь рвал змея Апопа за египтян, свое потомство! Только он в образе Кота каждый раз мог побеждать Змея и приносить новый день, полный жизни, а не мучений, в Египет.

Кот Ра, Кошка Бастет и Змей Апоп – вот так были представлены божества Древнего Египта. Поэтому поклонение кошкам и котам считалось самым главным и важным для египтян. Змею тоже, конечно, поклонялись, но не столько глубоко, верно и преданно, как Коту!

Презентация на тему «Культ кошек в Древнем Египте»

Скрыть

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Культ кошек в древнем Египте

2 слайд Описание слайда:

Первые иероглифы, которые были использованы для обозначения слова «кот» и «кошка», относятся к пятой и шестой династиям египетских фараонов (около 2300 года до н. э.). На сегодняшний день они расшифрованы как («минт» и «миу»). Изображения кошек в древнем Египте, полосатых или пятнистых, можно увидеть на рисунках из Египта и Помпеи.

3 слайд Описание слайда:

В начале исторического периода, именуемого Средним Царством, Египет вырос в могучую державу. Основой этой державы были зерновые хранилища. Пока они были наполнены, страна могла спокойно пережить возможный разлив Нила. Вот и настал звездный час кошки — истребителя грызунов!

4 слайд Описание слайда:

Кошки в Древнем Египте стали священным животным. Египтяне обожествляли кошек, видя в них существ, способных воплощать в себе образы конкретных богов. Вот, например облик огромного кота принимал великий бог солнца Ра, победивший Апопа, змея тьмы. Иногда Ра называли Великим Котом. Его поединок со змеей тьмы художники изображали так: одной лапой кот придавливает голову змея, а в другой держит нож.

5 слайд
Описание слайда:

Но их подлинной богиней стала львиноголовая Бастет. Египтяне считали кошку священным животным богини Бастет, олицетворяющей радость, веселье, здоровье и жизнелюбие.

6 слайд Описание слайда: 7 слайд Описание слайда:

Культ кошки в Египте достиг своего расцвета во время 12-й и 13-й династий египетских фараонов (около 1800 года до н.э.). Храм богини Бастет в восточной части дельты Нила — стал местом паломничества. Египтяне со всех частей царства приносили в дар богине символы преданности в форме маленьких кошачьих фигурок из керамики и бронзы.

8 слайд Описание слайда:

Кошки в Древнем Египте стали  главным центром египтян огромный некрополь близ храма. Здесь они хоронили бальзамированных умерших кошек, помещая в украшенные саркофаги вместе с игрушками и еду (например, мумифицированных мышей) для долгого путешествия в загробный мир.

9 слайд Описание слайда:

Умершее животное натирали благовонными маслами и бальзамировали — только тогда, по представлению безутешных хозяев, душа их любимой кошки могла вновь вернуться в свое тело. Мумию кошки заворачивали в пестрое погребальное платье, сделанный  гроб из дерева, бронзы и известняка, а затем хоронили на специальном кладбище.

10 слайд Описание слайда:

Мумии кошек. Британский музей.

11 слайд Описание слайда:

Мумия кошки. Лувр.

12 слайд Описание слайда:

Египтяне считали, что одна кошка может родить им за 7 лет 28 котят. Даже если не упоминать о ее «святости», плодовитая кошка обладала высокой материальной ценностью. Она была символом зажиточности и богатству египтянина. Ее вывоз из страны был  запрещен. Известно о представителях трёх видов из рода Кошек, живших в Древнем Египте.

13 слайд Описание слайда:

Дикая африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая.

14 слайд Описание слайда:

Камышовый кот или хаус (felis chaus)

15 слайд Описание слайда:

Сервал (felis serval)

16 слайд
Описание слайда:

Упадок культа кошек в Египте Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно проходить, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах. Именно из-за болезней, которые они переносили, в частности, из-за чумы, у сегодняшних кошек больше нет такой значимости, какая была у них в Египте.

17 слайд Описание слайда: 18 слайд Описание слайда: 19 слайд
Описание слайда: 20 слайд Описание слайда: 21 слайд Описание слайда: 22 слайд Описание слайда: 23 слайд Описание слайда:

Для того чтобы заботится о благосостоянии кошек, обитающих в храме, была организована каста жрецов за которыми следили и ухаживали. Слуги Бастет занимали высшие государственные посты. Жрец, обвиненный в неприемлемом обращении со священными кошками, сурово наказывался. Великие историки античности Геродот и Диодор в своих трудах писали, как ежегодно, семь раз в год, сто тысяч жрецов собирались в Бубастисе на большое поминовение божественной кошки.

24 слайд Описание слайда:

Таким образом, было запрещено убивать или даже причинять малейший вред кошкам, а нарушителей ждало ужасное наказание вплоть до смерти (наказание, конечно, было сопоставимо значимости кошки). Диодор Сицилийский (греческий историк) описал сцену, произошедшую в 60 году до н. э.: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил извозчика.

25 слайд Описание слайда:

В истории  525 году до н. э. египтяне потерпели поражение в битве у Пелузиума. Персидский царь Камбис II  решил, использовал коварный военный прием: он велел отловить кошек и привязать их к щитам своих солдат. Камбис выступил с этим живым «божественным» оружием против пришедших в ужас египтян. Фараон Псамметих III тотчас капитулировал, и персы без потерь вступили в Пелузиум.

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиология

Поклонение змее — Snake worship

Преданность змеиным божествам

Поклонение змеям — это преданность змеиным божествам. Эта традиция присутствует в нескольких древних культурах, особенно в религии и мифологии, где змеи считались сущностями силы и обновления.

Ближний Восток

Древняя Месопотамия

Древние месопотамцы и семиты верили, что змеи бессмертны, потому что они могут бесконечно сбрасывать кожу и выглядеть вечно молодыми, каждый раз появляясь в новом обличье. В шумеры поклонялись богу змей по имени нингишзида . До прихода израильтян змеиные культы были прочно обоснованы в Ханаане в бронзовом веке , поскольку археологи обнаружили объекты змеиного культа в слоях бронзового века в нескольких доизраильских городах Ханаана: два в Мегиддо , один в Гезере , один в Гезере. sanctum sanctorum храма Зоны H в Хацоре и два в Сихеме .

В окружающем регионе предметы культа змеи фигурировали в других культурах. Хеттский храм позднего бронзового века на севере Сирии содержал бронзовую статую бога, держащего змею в одной руке и посох в другой. В Вавилоне шестого века пара бронзовых змей стояла по бокам каждого из четырех дверных проемов храма Эсагилы . На вавилонском новогоднем празднике священник должен был заказать у плотника, слесаря ​​и ювелира два изображения, одно из которых «будет держать в левой руке кедровую змею, поднимая правую [руку] к богу Набу. «. По сообщению Тепе Гавры, было обнаружено по крайней мере семнадцать ассирийских бронзовых змей раннего бронзового века .

Объединенные Арабские Эмираты

Значительные находки керамики, изделий из бронзы и даже золотых изображений змей были сделаны по всей территории Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) . Бронзовый век и железного век металлургического центр Saruq Аль Хадид дал , вероятно , самый богатый кладезь таких объектов, хотя находки были сделаны несущей змея символов в местах бронзового века в Rumailah , Bithnah и Масафите . Большинство изображений змей похожи, на них нанесен последовательный точечный орнамент.

Хотя археологи считают, что широко распространенное изображение змей на местах в ОАЭ имеет религиозную цель, это остается предположением.

Иудаизм

Гностицизм

См. Офиты , наассены

Африка

В Африке главным центром поклонения змеям была Дагомея , но культ питона, похоже, имел экзотическое происхождение и восходит к первой четверти 17 века. После завоевания Уайды дагомейцы вступили в контакт с людьми, поклоняющимися змеям, и в конце концов переняли от них верования, которые они поначалу презирали. В Уайдах, главном центре, есть змеиный храм, в котором живут около пятидесяти змей. К каждому питону вида дань-гби нужно относиться с уважением, и смерть — это наказание за убийство, даже случайно. У Danh-gbi много жен, которые до 1857 года принимали участие в публичном шествии, из которого была исключена светская толпа; питона возили по городу в гамаке, возможно, в качестве церемонии изгнания зла. Бог радуги Ашанти также имел форму змеи. Говорят, что его посланник был небольшой разновидностью удавов, но только некоторые особи, а не весь вид, были священными. Во многих частях Африки змей считается воплощением умерших родственников. У амазулу, как и у бецилео с Мадагаскара, определенные виды считаются местожительством определенных классов. Масаи , с другой стороны, рассматривать каждый вид в качестве среды обитания конкретной семьи племени.

Ева Мейеровиц писала о глиняном горшке, который хранился в Музее колледжа Ахимота в Голд-Косте. Основание горлышка этого горшка окружено радужной змеей ( Meyerowitz 1940 , стр. 48). Легенда об этом существе объясняет, что радужная змея вышла из своего дома, только когда захотела пить. Держа хвост на земле, змея поднимала голову к небу в поисках бога дождя. Выпивая большое количество воды, змея проливала воду, которая падала на землю в виде дождя ( Meyerowitz 1940 , стр. 48).

По бокам этого горшка есть еще четыре змеи: Danh-gbi, животворящая змея, Li для защиты, Liwui, которая ассоциировалась с Ву, богом моря, и Fa, посланником богов ( Meyerowitz 1940 , стр. 48). Первым трем змеям Danh-gbi, Li, Liwui поклонялись в Уайде, Дагомея, где зародился культ змея ( Meyerowitz 1940 , p. 48). Дагомейцы боялись духа змея, поскольку он был неумолим ( Nida & Smalley 1959 , p. 17). Они считали, что дух змеи может проявляться в любых длинных извилистых объектах, таких как корни растений и нервы животных. Они также считали, что он может проявляться как пуповина, что делает его символом плодородия и жизни ( Nida & Smalley 1959 , p. 17).

Мами Вата — водный дух или класс духов, связанных с плодородием и исцелением, обычно изображаемый как женщина, держащая большую змею или нижнюю часть тела змеи или рыбы. Ей поклоняются в Западной, Центральной и Южной Африке, а также в африканской диаспоре.

Африканская диаспорная религия

В « Гаитянском Водоу» создатель лоа Дамбалла представлен в виде змея, а его жена Айида-Веддо названа « радужной змеей ». В западноафриканской мифологии считается, что Айида-Веддо поддерживает небо. Симби — это разновидность змеиного лоа в гаитянском водоу. Они связаны с водой и иногда считаются психопомпами, служащими Папе Легбе .

Древний Египет

Древние египтяне поклонялись змеям, особенно кобре. Кобра была связана не только с богом солнца Ра , но и со многими другими божествами, такими как Ваджет , Рененутет , Нехебкау и Мерецегер . Змеи также могут быть злыми и вредными, как в случае с Апепом . Они также упоминались в Книге мертвых , в которой Заклинание 39 было создано, чтобы помочь отразить злую змею в подземном мире. «Назад! Ползти! Отойди от меня, змея! Иди, утонись в Озере Бездны, в том месте, где твой отец приказал убить тебя».

Ваджет была богиней-покровительницей Верхнего Египта и представлялась в виде кобры с распростертым капюшоном или женщины с головой кобры. Позже она стала одной из защитных эмблем на короне фараона после объединения Верхнего и Нижнего Египта. Говорили, что она «плевала огнем» во врагов фараона и врагов Ра. Иногда ее называют одним из глаз Ра, но ее часто связывали с богиней-львицей Сехмет , которая также играла эту роль.

Северная и Южная Америка

Северная Америка

Коренные народы Америки, такие как хопи, почитают гремучую змею как дедушку и царя змей, способную подавать попутный ветер или вызывать бурю. У хопи в Аризоне люди, обращающиеся со змеями, в основном участвуют в танцах, прославляя союз Молодежи Змеи (дух неба) и девушки-змеи (дух подземного мира). Гремучей змее поклонялись в храме солнца Натчез . В курганах Строители , видимо , почитали змей, как змея курган демонстрирует, хотя мы не в состоянии раскрыть определенные ассоциации.

Мезоамерика

Классический змей видений майя, изображенный в Яшчилане

Майя божество Кукулькана и ацтеков Кецалькоатль (как это означает «пернатый змей») фигурировал в их культурах происхождения. Кукулькан ( Q’uq’umatz на K’iche ‘ Maya) связан с иконографией Vision Serpent в искусстве майя . Кукулькан был официальным государственным божеством Ицы на севере Юкатана . Во многих мезоамериканских культурах змея считалась порталом между двумя мирами.

Поклонение Кецалькоатлю восходит к I веку до нашей эры в Теотиуакане . В постклассический период (900-1519 гг. Н.э.) культ был сосредоточен в Чолуле . Кецалькоатль ассоциировался с ветром, рассветом, планетой Венера как утренней звездой и был покровителем искусств, ремесел, торговцев и жрецов.

Южная Америка

Змеи занимают видное место в искусстве доинкской культуры чавин , что можно увидеть на типовой территории Чавин де Уантар в Перу . В Чили Mapuche мифологии признакам змея фигура в истории о потопе. Озеро Гуатавита в Колумбии также поддерживает легенду касика о «боге-змеи», живущем в водах, которому племя поклонялось, помещая в озеро золотые и серебряные украшения.

Азия

Камбоджа

Змеи или наги играют особенно важную роль в камбоджийской мифологии. Хорошо известная история объясняет возникновение кхмеров из союза индейских и местных элементов, последние представлены как наги . Согласно легенде, индийский брахман по имени Каундинья прибыл в Камбоджу, которая в то время находилась под властью короля наг. Принцесса нагов Сома выступила в поход, чтобы сразиться с захватчиком, но потерпела поражение. Получив возможность жениться на победоносной Каундинье, Сома с готовностью согласился сделать это, и вместе они стали править страной. Эти люди Кхмерские являются их потомками.

Индия

Манаса в деревне в Сундарбане, Западная Бенгалия, Индия Посвящения Нагадевате

Змеи, наги , имеют высокий статус в индуистской мифологии . Нага ( санскрит : नाग) — это санскритское и палийское слово для обозначения божества или класса сущностей или существ, принимающих форму очень большой змеи, встречается в индуизме и буддизме . Использование термина нага часто неоднозначно, так как это слово может также относиться в аналогичных контекстах к одному из нескольких человеческих племен, известных как наги или по прозвищу Нага ; слонам; и обычным змеям, особенно Ophiophagus hannah , Ptyas mucosa и Naja naja , последнюю из которых до сих пор называют наг на хинди и других языках Индии. Женщина-нага — это наги . Змея в первую очередь олицетворяет возрождение, смерть и смертность из-за того, что она покрыта кожей и символически «перерождается». На большей части территории Индии есть резные изображения кобр, нагов или камней в качестве заменителей. Этим людям предлагают пищу и цветы и зажигают огни перед святынями. У некоторых индейцев случайно убитую кобру сжигают, как человека; никто не стал бы убивать намеренно. Образ бога-змея ежегодно несет возлюбленная жрица.

Храм Нага Храм Кукке Субраманья Свами, Карнатака

В свое время в Индии существовало множество различных интерпретаций культа змея. В Северной Индии поклонялись мужской версии змея по имени Риваан, известного как «царь змей». Вместо «царя змей» в Южной Индии поклонялись настоящим живым змеям.

( Бхаттачарья 1965 , стр. 1). Однако культ Манаса в Бенгалии, Индия, был посвящен антропоморфной богине-змею Манасе ( Bhattacharyya 1965 , p. 1).

Наги составляют важную часть индуистской мифологии. Они играют заметные роли в различных легендах:

  • Шеша (Аади шеша, Ананта), на которой Вишну проводит йога-нидру (Ананта шаяна).
  • Васуки — король нагов.
  • Калия отравил реку Ямуну, где жил. Кришна покорил Калию и заставил его покинуть реку.
  • Манаса — королева змей.
  • Астика — наполовину брамин и наполовину нага.
  • Змея обычно изображается на шее Шивы .
  • Патанджали, великий мудрец и автор Йога-сутр, считался воплощением Ади Шеши , божественного змея, образующего ложу Вишу. Ходили слухи, что он превратился в гигантскую змею, обучая своих учеников из-за ширмы.
  • Наг панчами — важный индуистский фестиваль, связанный с поклонением змеям, который проходит в пятый день Шраваны (июль – август). Змеиным идолам предлагают дары молока и ладана, чтобы помочь поклоняющемуся обрести знания, богатство и славу.

В разных районах Бенгалии змея чествуют по-разному. Однако в округах Восточный Мименсинг, Западный Силхет и Северный Типпера ритуалы поклонения змеям были очень похожи ( Bhattacharyya 1965 , p. 5). В самый последний день бенгальского месяца шравана все эти районы ежегодно отмечают поклонение змеям ( Bhattacharyya 1965 , p. 5). Независимо от их сословия и положения, каждая семья за это время создала глиняную модель змея-божества — обычно змея-богини с двумя змеями, накидывающими капюшоны на плечи. Люди поклонялись этой модели в своих домах и приносили в жертву козла или голубя в честь божества ( Bhattacharyya 1965 , p. 5). Прежде чем глиняную богиню погрузили в воду в конце праздника, глиняные змеи были сняты с ее плеч. Люди верили, что на земле эти змеи были созданы от излеченных болезней, особенно детских болезней ( Bhattacharyya 1965 , p. 6).

В этих районах также поклонялись объекту, известному как Каранди ( Bhattacharyya 1965 , стр. 6). Напоминающий небольшой домик из пробки, Каранди украшен изображениями змей, богини змей и легендами о змеях на стенах и крыше ( Bhattacharyya 1965 , p. 6). Кровь принесенных в жертву животных была окроплена Каранди, а также затоплена в реке в конце фестиваля ( Бхаттачарья 1965 , стр. 6).

Среди племени хаси из Мегхалаи существует легенда о поклонении змеям. Змеиное божество называется «У Тлен» (букв .: Пифон или большая змея), и говорят, что оно требует человеческих жертв от своих прихожан. Те, кто может обеспечить Тлена человеческой кровью, обычно награждаются богатством, но он стыдит тех, кто не может принести необходимую жертву. Тема Тлена по-прежнему остается деликатной темой для кхаси, и в последние годы в некоторых сельских районах люди были убиты во имя «Нонгшохно» или Хранителей Тлена, злого Бога-змея.

Как и кул девата, наги поклоняются во многих частях Индии, включая Мадхья-Прадеш и Гуджарат. В Мадхья-Прадеше, в деревне Сиронджа Гадария в районе КАТНИ, люди поклоняются нагам как богу своих предков. В основном это брахманы, которые тоже поклоняются Шиве. Они являются потомками саги о бхарадваджах и используют фамилию Двиведи. В этой деревне люди поклоняются нага-дэву во время каждой церемонии, такой как рождение, брак и любые другие небольшие и особые события. Они также утверждают, что даже настоящая змея в основном живет с коброй, но никогда никому не причиняет вреда. Они считают себя своими предками, проклятыми из-за каких-то злодеяний.

Наконец, другая традиция индуистской культуры, относящаяся к йоге, поднимает кундалини , вид духовной энергии, которая, как говорят, находится у основания позвоночника человека. Термин означает «свернувшаяся змея» в санскритских корнях, и несколько богинь связаны с ее жизненной силой, включая Ади Парашакти и Бхайрави .

Китай

Восемь царей-драконов собрались на собрании, где Шакьямуни проповедовал Сутру Лотоса , как описано в сутре. В переводе Сутры Лотоса Кумарадживы называют их санскритскими именами: Нанда, Упананда, Сагара, Васуки , Такшака , Анаватапта, Манасвин и Утпалака. Согласно «Введению» (первой) главе Сутры Лотоса, каждый посещает собрание в сопровождении нескольких сотен тысяч последователей.

Корея

В корейской мифологии , Eobshin , богиня богатства, появляется как ушастая, черная змея. Чилсоншин ( эквивалент острова Чеджу Eobshin) и ее семь дочерей — все змеи. Эти богини — божества садов, дворов и защиты дома. Согласно Чеджу Пунгторок , «люди боятся змей. Они поклоняются ей как богу … Когда они видят змею, они называют ее великим богом, и не убивают и не прогоняют». Причина, по которой змеи символизировали ценность, заключалась в том, что они поедали крыс и других вредителей.

Япония

Мацура Сайохимэ (松浦 佐 用 姫) была легендарной героиней японской буддийской мифологии. Как рассказывается, она родилась у Господа Кьегоку после того, как он и его жена помолились бодхисаттве Каннону . После смерти отца Сайохимэ была слишком бедна, чтобы спонсировать поминальную службу по нему; чтобы собрать средства, она продала себя человеку по имени Гонга-но Таю, который (без ведома Сайохимэ) намеревался принести ее в жертву змеиному божеству своей деревни вместо своей собственной дочери. Когда его представили змее, Сайохиме прочитала сутру Лотоса , что позволило божеству достичь просветления и сбросить свою чудовищную форму. Затем божество вернуло Сайохиме на попечение ее матери.

Австралия

В Австралии австронезийские австралоидные религии рассказывают об огромном питоне, известном под разными именами, но повсеместно называемом Радужным змеем , который, как говорят, создал ландшафт, олицетворял дух пресной воды и наказывал нарушителей закона. В аборигены на юго — западе Австралии называется змея Waugyl, в то время как Warramunga восточного побережья поклонялись мифическим Wollunqua .

Европа

Древний Рим

Поклонение змеям было хорошо известно в древней Европе. Римский genius loci принял форму змеи.

В Италии Marsian богиня ангиция , название которого происходит от слова «змея» была связана с ведьмами, змей и змей-заклинателей. Считается, что Ангития также была богиней исцеления. Ее поклонение было сосредоточено в Центральной Апеннинской области.

Змею держали и кормили ее молоком во время обрядов, посвященных Потримпусу , прусскому богу. На Пиренейском полуострове есть свидетельства того, что до введения христианства и, возможно, еще сильнее до римских вторжений, поклонение змеям было отличительной чертой местных религий (см. Сугаар ). По сей день в европейском народном веровании, особенно в Германии, есть многочисленные следы уважения к змее, возможно, пережиток поклонения предкам: «домашняя змея» заботится о коровах и детях, и ее появление является предзнаменованием смерти. ; и жизнь пары домашних змей часто считается связанной с жизнью хозяина и хозяйки. Предание гласит, что одна из гностических сект, известных как офиты, заставила ручную змею обвиться вокруг священного хлеба и поклонялась ей как представителю Спасителя. В Ланувиуме (32 км от Рима) большую змею почитали как бога, и ей приносили человеческие жертвы. См. Плутарх, Parallela Minora XIV, 309a и Sextus Propertius Elegies IV, 8 .

Древняя Греция

Змеи занимали видное место в архаических греческих мифах. Согласно некоторым источникам, Офион («змей», он же Офионей) правил миром вместе с Эвриномой до того, как они оба были низвергнуты Кроносом и Реей . Говорят, что оракулы древних греков были продолжением традиции, начатой ​​с поклонения египетской богине кобры Ваджет . Мы узнаем от Геродота о великом змее, защищавшем цитадель Афин .

Минойской Змея Богиня размахивал змея в обе стороны, возможно , вызывая ее роль в качестве источника мудрости, а не ее роли Хозяйки животных ( Potnia Терон ), с леопардом под мышками. Не случайно позже младенец Геракл , пороговый герой на пороге между старыми путями и новым олимпийским миром, тоже размахивал двумя змеями, которые «угрожали» ему в колыбели. Хотя классические греки ясно понимали, что эти змеи представляют собой угрозу, жест Геракла, размахивающий змеями, такой же, как и у критской богини.

Тифон , враг богов Олимпа , описывается как огромный ужасном чудовище с сотней голов и сто змей , выдающие от его бедер, который был завоеван и отданных в Тартар от Зевса , или стесненных под вулканических районах, где он является причиной высыпаний. Таким образом, Тифон — это хтоническая форма вулканических сил. Среди его детей от Ехидны — Цербер (чудовищный трехголовый пес со змеей вместо хвоста и змеиной гривой), змеехвостая Химера , змеевидное водяное чудовище Гидра и стоголовый змеиный дракон Ладон . И лернейская гидра, и Ладон были убиты Гераклом.

Питон , враг Аполлона , всегда изображался на вазах и скульпторами в виде змея. Аполлон убил Пифона и сделал ее бывший дом, Дельфы , своим собственным оракулом. Пифия взяла ее название от имени Python.

Amphisbaena , греческое слово, от слова amphis, означающего «в обе стороны», и bainein, что означает «идти», также называемого «Матерью муравьев», — это мифологическая змея-муравьед с головой на каждом конце. Согласно греческой мифологии, мифологическая амфисбаена возникла из крови, которая капала с головы Медузы — Горгоны , когда Персей летел над Ливийской пустыней, держа ее голову в руке.

Медуза и другие Горгоны были злобными женщинами-чудовищами с острыми клыками и волосами живых ядовитых змей, происхождение которых предшествовало письменным мифам Греции и которые были хранителями самых древних ритуальных секретов. Горгоны носили пояс из двух переплетенных змей в той же конфигурации, что и кадуцей . Горгона была помещена на самой высокой точке и в центре рельефа Парфенона .

Асклепий , сын Аполлона и Корониса , узнал секреты сдерживания смерти после того, как наблюдал, как один змей приносит другому (которого сам Асклепий смертельно ранил) целебные травы. Чтобы весь человеческий род не стал бессмертным под опекой Асклепия, Зевс убил его молнией. Смерть Асклепия от рук Зевса иллюстрирует неспособность человека бросить вызов естественному порядку, отделяющему смертных людей от богов. В честь Асклепия змеи часто использовались в лечебных ритуалах. Неядовитых змей — эскулапов оставляли ползать по полу в спальнях, где спали больные и раненые. Автор Bibliotheca утверждал, что Афина дала Асклепию сосуд с кровью Горгон. Кровь Горгоны обладала магическими свойствами: если взять ее с левой стороны Горгоны, это был смертельный яд; с правой стороны, кровь могла возвращать мертвых к жизни. Однако Еврипид написал в своей трагедии « Ион», что афинская царица Креуса унаследовала этот сосуд от своего предка Эрихтония , который сам был змеей. В этой версии кровь Медузы обладала целительной силой, а смертельный яд исходил от змей Медузы. Зевс поместил Асклепия в небо как созвездие Змееносца , « Змееносца ». Современный символ медицины — жезл Асклепия , змея, обвивающая посох, а символом аптеки — чаша Гигиеи , змея, обвивающая чашу или чашу. Гигиея была дочерью Асклепия.

Лаокоон якобы был священником Посейдона (или, по некоторым сведениям, Аполлона) в Трое ; он был известен тем, что напрасно предостерегал троянцев от принятия троянского коня от греков и его последующей божественной казнью. Посейдон (некоторые говорят, что Афина), поддерживавший греков, впоследствии послал морских змей, чтобы задушить Лаокоона и двух его сыновей, Антифанта и Тимбрея. Другая традиция гласит, что Аполлон послал змей за несвязанное преступление, и только неудачный момент привел к тому, что троянцы неверно истолковали их как наказание за удар Лошади.

Олимпиада , мать Александра Македонского и принцесса первобытной земли Эпира , имела репутацию укротителя змей, и, как говорят, Зевс был отцом Александра именно в форме змеи; ручные змеи все еще можно было найти в македонской Пелле во II веке нашей эры ( Лукиан , Александр, лжепророк ), а в Остии на барельефе изображены парные змеи, свернутые кольцами по бокам одетого алтаря, символы или воплощения домашних ларов , достойных почитания (Veyne 1987, иллюстрации с. 211).

Этес , царь Колхиды и отец чародейки Медеи , владел Золотым руном . Он охранял его огромной змеей, которая никогда не спала. Медея, которая влюбилась в Ясона из аргонавтов , заколдовала его, чтобы он уснул, чтобы Ясон мог схватить руно.

Кельтская религия

Имболк традиционно был временем предсказаний погоды , и старая традиция наблюдения за тем, пришли ли змеи или барсуки из своих зимних логовищ, может быть предвестником Дня сурка в Северной Америке . Среди прочего, кельтская богиня Бригид была связана со змеями. Ее праздничный день, Имболк , традиционно является временем для прогнозов погоды, основанных на наблюдении за тем, пришли ли змеи или барсуки из своих зимних логовищ. Шотландская гэльская пословица о дне:

Thig an nathair as a toll
Là donn Brìde,
Ged robh trì troighean dhen t-sneachd
Air leac an làir.

Змей выйдет из норы
В коричневый День Бриде,
Хотя
на ровной поверхности земли должно быть три фута снега .

Картинки

  • Нааг или змей в Наксаале, Катманду

  • Наг в Наг-Покхари, Наксаал, Катманду

  • Змеиный бог Нага и его супруга. Фотография сделана в кластерах пещерных храмов Аджанты , Махараштра , Индия.

  • Алтарь поклонения змее из южной Индии

Другие змеиные боги

Смотрите также

Рекомендации

Источники

внешние ссылки

Почему в Египте кошка священное животное

На протяжении нескольких веков археологи находят в Египте наскальные рисунки, вазы, статуэтки с изображением кошек. И это уже может быть признаком того, что еще в древности египтяне почитали и уважали этих животных. Кошек в Древнем Египте украшали, воздавали им разные дары и поклонялись им. По мнению ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое место в истории народов, заселявщих долину Нила. Именно в Египте кошка была впервые приручена и одомашнена. К кошкам, которые жили во дворцах, фараоны относились ещё более почитаемо. В день, когда кошка умирала, фараоны устраивали семидесятидневный траур. Почему же египтянам полюбились именно кошки? Есть несколько версий.

Отличный борец с грызунами

Самым основным и массовым продуктом питания в Древнем Египте были различные злаковые культуры (ячмень, пшеница). Грызуны были настоящим бедствием для людей. Даже небольшое поголовье мышей могли уничтожить все запасы зерновых у семьи, тем самым эта семья была обречена на голодную смерть. Египтянам нужно было сохранить свой урожай, и кошки могли быть лучшими защитниками. Так же кошки могли быть хорошими охотниками, ловить не только грызунов, но и птиц, которые так же наносили большой урон посевам.

Особенности религии Древнего Египта

 Изначально, до формирования религии с Пантеоном Богов, в Египте существовал Культ животных. Люди преклонялись различным животным и почитали их за мощь и силу. Египтяне просто обожали кошек. Они настолько поклонялись этому животному, что практически сделали их богами. Светящиеся в темноте глаза кошки заставляли испытывать трепетный страх у древних египтян. Способность кошки бесшумно появляться и так же бесшумно исчезать вызывали уважение вперемешку с ужасом, приписывая это к магическим свойствам доступным только Богам. Египтяне восхищались этими мягкими и пушистыми существами. В исторической литературе есть свидетельства, что когда римский повозчик, случайно переехал священное животное, то был сразу же убит налетевшей на него разъяренной толпой. Если кошка в Египте  была кем-то убита, то это считалось страшным преступлением и каралось смертной казнью. Так же, под страхом смерти, был запрещен вывоз кошек из страны.

богиня Бастет

Именно в Египте кошка одаривалась разными подарками. Тому есть много примеров: бога Ра изображали как рыжего кота. Повелительница домашнего очага, женской красоты и плодородия богиня Бастет (Баст) изображалась в виде женщины с лицом кошки. В честь этой богини-кошки строились храмы и проводились ежегодные праздники, а жрецы приносили жертвы как богине Бастет, так и жившим при храмах кошкам. Кошку любили за ее чистоплотность и безмерную заботу о своем потомстве. И эти свойства так же приписывали богине Бастет.

Если в доме вдруг случался пожар – люди бросались в огонь, чтобы убедиться, что там не осталось кошек. Умершие кошки мумифицировались и хоронились с особыми почестями, а семья сбривала себе брови в знак скорби. Культ Бастет был официально запрещён фараонским указом в 390 году н.э. Таким образом, религиозный интерес к кошкам в Египте стал сходить на нет, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами преклонения в храмах.

Любовь сыграла злую шутку

Но такая огромная любовь к кошкам однажды обернулась египтянам другой стороной. В 525 году до н.э. Египет подвергся нападению персов. Персидский царь, Камбиз II, решился на коварную, подлую хитрость. Используя знания об огромной любви и о религиозности египтян к кошкам, он приказал своим воинам прикрепить к их щитам кошек. Таким образом, египтяне встали перед тяжелым выбором — нарушить закон и убить священное животное или сдаться практически без боя. В итоге выбрали второе. Так, Камбиз II благодаря своей изощренной жестокости и знанию законов другой страны смог завоевать Египет.

Держать кошку у себя в доме могли только обеспеченные люди, так как за кошкой требовался особый уход, который обходился не очень дёшево. Кошки питались не только мышами. Кошкам давали самые лучшие кусочки мяса или рыбы.

Кошки в Египте сегодня

Кошки и люди проживают совместно уже более 6000 лет. Не смотря на это, в отличии от других домашних животных (коров, лошадей, собак), кошка удалось сохранить свою первобытную независимость и вольный характер. На сегодняшний день в Египте кошка такое же обычное домашнее животное, как и во многих других странах. Кто-то является заядлым кошатником, а кто-то на дух не переносит этих пушистиков. Но, тем не менее, столь долгое проживание под одной крышей не могло не оставить свой след в поведении как людей так и кошек. Кошек, как и раньше, стараются не обижать (чтобы не навлечь гнев Богов). Человек, в своем творчестве постоянно использует кошачьи мотивы, будь то изобразительное искусство, скульптура или кинематограф. Любовь и уважение к кошке, похоже, уже заложено у египтян в генах.

Сфинкс – самая известная кошка Египта

Сфинкс это мифическое существо с телом льва (представитель семейства кошачьих) и головой человека, сокола или барана. Само слово греческого происхождения и переводится как «душительница». Древнеегипетское название этого существа установить не удалось. Подобные статуи олицетворяли фараона, побеждающего врагов. Статую сфинксов устанавливали в храмах и возле погребальниц. Самый известный Большой Сфинкс – одна из древнейших скульптур на Земле – расположена в г. Гизе, на западном берегу Нила, около пирамиды Хеопса.

В настоящее время так же существует порода кошек Сфинкс, которая в свою очередь делится на:

— Донской сфинкс;

— Канадский сфинкс;

— Петербургский сфинкс или петерболд.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

история, значение, внешность, характер и повадки, здоровье, мумификация

К кошкам в стране пирамид было особенное отношение. Их почитали, боготворили, изображали на фресках, строили в их честь храмы. Зная любовь египтян к этим животным, царь персов Камбис II, хитростью одержал победу при Пелозеуме, приказав воинам привязать зверьков к щитам.

Фараон Псамметих III пришел в ужас от подобного кощунства и тут же объявил капитуляцию. Как же жили кошки в эпоху поклонения?

Кошки в истории Древнего Египта: их значение

Древний Египет славился зерновыми урожаями, мыши и крысы представляли серьезную угрозу для экономического благополучия страны, поэтому к котам, активно истреблявшим потенциальных «разорителей» и разносчиков заразы относились уважительно, с большим почтением.

Нередко усатые охотники уничтожали змей, коих на землях великого Нила водилось предостаточно. Благодарные жители оставляли котам рыбу, так постепенно дикие хищники приучились и стали обитателями домов египтян.

Покровительница женщин, любви, веселья и плодородия, богиня Басет изображалась с головой кошки. До популяризации одомашненных животных, ее представляли в виде львицы. Особым почтением пользовались особи с черной шерстью, считалось, что они имеют связь с Луной.

Бог Ра в «Книге Мертвых» перевоплощается в рыжего кота, переплывающего каждую ночь подземный Нил, чтобы утром озарить все своим дарующим жизнь светом. Убийство зверька для знатного египтянина оборачивалось большим денежным наказанием — вирой, а простому смертному стоило жизни. Вывозить животное за пределы страны было запрещено. Дом, где держали кошку, считался богатым.

Внешность египетской кошки

Прародителями домашних мурлык древнего Египта считают:

  • камышового кота (хуаса), достигающего роста в 75 см и весом до 15 кг, обладающего короткими лапами, покрытого однотонным серо-коричневым мехом.
  • африканскую кошку, вырастающую до 70 см с изящным телосложением, ведущую ночной образ жизни.
  • сервала, похожего на миниатюрного гепарда с маленькой головой, большими закругленными ушами, длинными конечностями и коротким хвостом.

Изображения и статуэтки, найденные археологами, действительно изображают котов того периода утонченными, грациозными животными с легким костяком, удлиненной мордой, высокими лапами. С мехом однотонного, преимущественно песочного, коричневого, черного окраса или покрытых темными мелкими пятнами на рыжем фоне.

Египетская мау – порода, насчитывающая более 3 тысяч лет, дает наиболее полное представление о внешности кошек, живших вместе с фараонами.

Характер египетских кошек

Образ жизни формировал характер любознательный, но осторожный. Постоянное внимание не способствовало привычке мяукать, зачем просить, когда все уже принесли и сделали по умолчанию.

Благосклонно принимая знаки внимания, коты не видели конкуренции друг в друге, собаках. Проникались симпатией к ухаживающим, нередко привязываясь к ним всем сердцем.

Кошки в древнем Египте: воспитание и дрессировка

Священным животным позволялось все. Им уступали дорогу, опасаясь нанести физический ущерб, не тревожили спящих в неудобных людям местах зверей. Назначали специальную прислугу для обхаживания кошачьего племени, обитающего при храме.

Должность передавалась по наследству, занимать ее дозволялось женщинам и мужчинам. В отличие от собак коты неохотно дрессируются, но известно, что некоторых древних египетских охотников на промысле сопровождали кошки, обученные добывать рыбу, птицу в густых травяных зарослях, обрамлявших берега плодородного Нила.

Уход и содержание египетских кошек

Некоторые участки земли «принадлежали» котам, весь доход, полученный от обработки поля, сбора урожая покрывал расходы на содержание, питание. Почитание кошачьим египтяне выражали тем, что после молитвы в храме Басет, граждане остригали волосы с голов детей (полностью или частично), протягивая их жрецу для взвешивания.

Равное им по весу количество серебра полагалось отдать, за это служительница кормила кошек. В прудах поблизости священных сооружений разводили породы рыб без чешуи, предназначенные для кормления зверьков.

Каста жрецов составляла элиту египетского народа, служителям Баст и кошек принадлежали важнейшие государственные посты. При храмовых кошках постоянно находился обслуживающий персонал, следящий не только за питанием и гигиеной божественных созданий, но и развлекающий их играми, музыкой.

Здоровье египетских кошек

Кошкам позволялось свободно бродить по городу, заходить в любые помещения, чужие дома. Особое положение животных давало им возможность не бояться травм, полученных от людей, однако драки за сердце дамы, территорию,конечно же происходили.

Естественный отбор фильтровал котят и взрослых животных, оставляя в живых самых крепких, сильных особей с крепким иммунитетом. Недалеко уйдя в эволюции от диких пращуров, египетские «Барсики» представляли собой физически выносливых, ловких животных, способных прекрасно жить без человеческой заботы, добывать пропитание, заботится о себе и потомстве.

В случае болезни домашнего любимца, хозяин отправлялся в храм для жертвоприношения. Для оплаты услуг жрецов, просящих богов об исцелении, отдавали крупный скот, семейные припасы продуктов. Принести в дар малую часть имущества означало оскорбить верховных существ и их служителей. Поэтому после обращения за «ветеринарной» помощью египтянин значительно беднел.

Мумификации и погребения кошек в Египте

Когда умирала кошка, хозяин с семьей сбривали брови и носили траур по ушедшему в царство мертвых питомцу. Хоронили любимцев с почестями, на особенных кладбищах. Археологи находили мумии котов в гробницах некоторых фараонов.

Самое большое захоронение было обнаружено вблизи Бени-Хасана – скального некрополя, расположенного на восточном берегу Нила. Тут нашли последний приют более 180 000 забальзамированных миро животных. Именно благодаря мумиям современные ученые смогли доподлинно восстановить внешность мурлык эры фараонов.

Похороны совершались по особенному обряду, трупик оборачивали под пение молитв полосками льняной ткани, украшенной специальными рисунками, пропитанной благовониями, специями и маслами. Египтяне верили, что такая процедура дает кошачьей душе силы вернуться на землю в новом воплощении.

Богатые владельцы нередко надевали на умершего любимца маски из золота, заказывали специальные саркофаги из благородного металла, бронзы или дерева. Иногда туда же могли положить кошачьи игрушки, забальзамированную мышь.

Культ кошек пришелся на самый древний период Египетского царства, начался во времена второй династии и продолжался до 1 века н.э. В 390 году культ Баст попал под запрет фараона, интерес к усатым красавицам у жителей страны постепенно пропадал. Сегодня в Египте этих животных уже не почитают, но по старой памяти не обижают.

А как вы относитесь к такому поклонению кошкам?

Кошки в Древнем Египте — Википедия

Статуэтка кошки

Кошка была одним из многих животных, которым поклонялись в Древнем Египте. Она являлась символом плодородия и солнца.

Египетские кошки

Известно о представителях трёх видов из мелких диких кошачьих, живших в Древнем Египте.

Дикая ливийская, иначе африканская кошка или степная (felis silvestris lybica) — наиболее распространённая. Подвид, который можно обнаружить в Африке, за исключением Сахары и тропических лесов, а также на Ближнем и Среднем Востоке. Её размер колеблется от 50 до 70 см, а вес — от 3 до 7 кг. Внешне напоминает короткошёрстную домашнюю кошку, но отличается более крупным размером и удлиненными конечностями. Преимущественно ночное животное, охотящееся в сумерках или ночью. Днём прячется в норах или под деревьями, укрываясь от жары.

Камышовый кот или хаус (felis chaus) — мелкая дикая кошка, живущая на влажных территориях (её можно обнаружить во многих местах вплоть до Азии). Намного крупнее, чем дикая ливийская кошка, но с более короткими лапами, её размер достигает от 60 до 75 см, а вес — от 10 до 15 кг. У неё длинная и тонкая морда, чёрные кисточки на ушах. Шерсть — густого терракотового цвета, с чёрными полосками на лапах.

Сервал (felis serval) — это кошка, родом из Нубии (её можно обнаружить от Юга Сахары до Южной Африки). Преимущественно ночное животное, живёт в саванне. Средний размер — примерно 70 см, вес колеблется от 14 до 18 кг, обладает приподнятым телом на длинных лапах. Шерсть покрыта пятнами дикого коричневого цвета, которые просветляются ближе к животу. У неё большие уши, маленькая голова и большие глаза.

Кошки в повседневной жизни

Мумия кошки (Музей Лувр)

В древности египтяне называли кошку ономатопеей «миу», которая имеет транскрипцию «miw» для мужского рода и «miwt» для женского (в русском языке присутствует схожая ономатопея в глаголе «мяукать»).

   или   
miwmiw[1]

Длительное время именно Египет считался местом одомашнивания дикой ливийской кошки, но сейчас учёные располагают свидетельствами того, что в регионе «Плодородного полумесяца» и на Кипре кошка была одомашнена намного ранее. Предположительно, одомашнивание кошки в Египте произошло в течение III тысячелетия до н. э. До того, как стать домашним любимцем, ценящимся за свою мягкость, грациозность и беззаботность, кошка, прежде всего, стала оберегающим животным. Охотясь на мелких грызунов, они оберегали амбары, где египтяне хранили свою провизию (прежде всего — пшеницу), жизненно важную для этого сельскохозяйственного народа. Охотясь на крыс, кошки устраняли источник серьёзных заболеваний (таких как чума). Наконец, охотясь на змей (обычно рогатых гадюк), они делали близлежащие окрестности более безопасными.

На особое место кошек в ряду животных, почитаемых Египтянами, обращал внимание ещё древний грек Геродот (ок. 484 — ок. 425 до н.э.). «Отец истории» писал в своей «Евтерпе»:

Хотя у египтян много домашних животных, но их было бы ещё гораздо больше, если бы с кошками не происходило вот какого странного явления. Всякий раз, как у кошек появляются на свет котята, они уже больше не идут к котам, а те, желая с ними спариться, не находят их. Поэтому коты прибегают к такой хитрости: они силой похищают котят у кошек, умерщвляют их, но не пожирают. А кошки, лишившись своих котят и желая снова иметь других, приходят тогда к котам. Ведь это животное любит детёнышей. Во время пожара с кошками творится что‑то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении огня, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и, перескочив через них, бросаются в огонь. Это повергает египтян в великое горе. Если в доме околеет кошка, то все обитатели дома сбривают себе только брови. Если же околевает собака, то все стригут себе волосы на теле и на голове. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях. Собак же хоронят каждый в своем городе в священных гробницах.[2]

— Геродот, «Евтерпа», 66–67.

По Геродоту, к каждым священным животным (включая кошек) египтяне назначали для ухода за ними особых служителей, мужчин и женщин. Должности эти переходили по наследству от отца к сыну. Своё благоговение перед священным животным египтяне выражали следующим образом: «После молитвы богу, которому посвящено данное животное, они стригут своим детям всю голову, половину или только треть головы, и затем взвешивают волосы на серебро. Сколько веса серебра потянут волосы, столько они отдают служительнице, а та за это нарезает рыбы в пищу животным»[2]. Умышленное убийство какого‑нибудь из священных животных в те времена каралось смертью; неумышленное — уплатой виры, установленной жрецами.

Спустя 400 лет, в 60 году до н. э., Диодор Сицилийский стал свидетелем расправы толпы над виновником неумышленного убийства кошки: римская повозка случайно переехала египетскую кошку и, вопреки порядкам фараона Птолемея XII, египетский солдат убил возчика («Один римлянин убил кошку, и сбежалась толпа к дому виновного, но ни посланные царём для уговоров власти, ни общий страх, внушаемый Римом, не мог освободить от мести человека, хотя он и совершил это нечаянно»[3]).

Тысячи мумий кошек, обнаруженных на кошачьих кладбищах, наводят нас на мысль о том, что они были наиболее популярными животными в Древнем Египте. Однако большое количество обнаруженных мумий кошек может также объясняться их малым размером (легче похоронить кошку, чем быка). Во дворцах кошки были домашними животными, которых содержали в роскоши. Когда кошка уходила из жизни, её хозяева в знак траура сбривали себе брови. Траур длился семьдесят дней, что соответствует срокам мумификации как человека, так и кошки. Кошка в виде статуэтки или рельефа, нанесённого на саркофаг, может «сопровождать» своего хозяина в загробную жизнь. Изображения кошки также можно найти на многочисленных вазах, драгоценностях и посуде, равно как и на рисунках (под местом женщины, как защитный символ).

В 1888 году египетский феллах наткнулся на большую гробницу, содержавшую огромное (около 80 000) количество мумифицированных кошек. Она относилась к некрополю Бени-Хасана — города, построенного во времена XII и XIII династий Среднего царства.

Кошки в египетской мифологии

Статуя египетской богини Баст с головой кошки

Египет не всегда был единым целым. Изначально существовало множество номовых государств, в каждом из которых существовал собственный культ животных.

Животных приписывали тому или иному человеку, в зависимости от его качеств, умений, мужества и т. д. Когда племена или отдельные люди одерживали победу, они были вправе требовать от поверженных поклонения тотему победителей. Египтяне относились к богам не просто как к духам, а как к разумным воплощениям, способным превращаться в любое существо или предмет.

С кошачьими в египетской мифологии ассоциировалось большое количество божеств. С львицами отождествлялись Сехмет, Тефнут, Мафдет и нубийская Шесемтет. Многие боги, включая Амона, могли изображаться в образе сфинкса; некоторые — непосредственно как львы (например, двуглавый лев Акер). В 17-й главе «Книги мертвых» один из важнейших богов египетского пантеона, бог солнца Ра, выступает в образе рыжего кота, ежедневно повергающего змея Апопа. Баст, богиня с головой кошки, изначально считалась оберегающей, воинственной львицей. Её образ с течением времени претерпел изменения: она начала отождествляться с приручёнными кошками, лояльными, но дикими.

С того самого времени, когда кошек начали отождествлять с Баст, их стали мумифицировать. Почести, получаемые ими посмертно, отражали то, что они воплощали в течение каждого дня своей жизни. Греческий историк Геродот описывал, как египтяне бросались в пылающие дома, чтобы убедиться, что внутри нет ни одной кошки. Также Геродот писал, что после смерти кошки семья пребывала в трауре и сбривала себе брови в знак скорби[4].

Бубастис и культ кошек

Ра в образе кота убивает змея Апопа

Хотя культ кошек уже имел важное религиозное значение на заре становления Нового царства, он получил своё развитие, после того как фараон ливийского происхождения Шешонк I возвёл город Бубастис, главное место поклонения богини Бастет, расположенное на востоке дельты Нила, до статуса столицы. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Теперь же она стала олицетворять плодородие, материнство, оберег и благосклонность солнца — подобно Сехмет, она стала зваться оком Ра. Благодаря культу кошек, объединявшему тысячи почитателей и паломников, ежегодно на улицы Бубаста прибывало огромное количество людей. Геродот сообщает о «700 000 людей обоего пола, кроме детей», ежегодно посещавших центр поклонения Баст. Имя «Бубастис» стало другим именем Баст.

Упадок культа кошек

Культ Баст был официально запрещён императорским указом в 390 году. Таким образом, интерес к кошкам в Египте стал постепенно угасать, и хотя они остались в качестве домашних животных, они больше не были объектами обожания в храмах.

См. также

Примечания

Ссылки

Почему кошки шипят? Любопытная связь между кошками и змеями

Те из нас, кто работает в Litter-Robot, обычно не уделяют хладнокровным позвоночным так много внимания, как четвероногие пушистые млекопитающие. Но поскольку 21 октября — День распространения информации о рептилиях, мы начали думать о странных параллелях между кошками и, в частности, одной типичной рептилией: змеями. Без лишних слов, давайте посмотрим на любопытные связи между кошками и змеями, начиная с: почему кошки шипят?

шипение

Многие животные шипят, но есть вероятность, что первые два шипящих животных, о которых вы думаете, — это кошки и змеи.У змей есть орган в горле, называемый голосовой щелью, через которую они дышат. Обычно это тихий процесс, но при принудительном выпуске воздуха из голосовой щели появляется характерный шипящий звук. Змеиное шипение используется в качестве защитной тактики — особенно полезной для маленьких неядовитых змей. Шипящая змея может произвести впечатление более крупного и опасного врага.

Так почему же кошки шипят? Хотите верьте, хотите нет, но кошки на самом деле имитируют змей, когда они шипят! Змеи считаются одними из самых грозных хищников в животном мире.Как и змеи, кошки шипят, чтобы звучать устрашающе и пытаются отпугнуть все, что им угрожает.

Постоянный ветеринарный врач-робот-мусорщик доктор Жюстин Ли объясняет, что, изменяя форму своего языка и глотки (ткани прямо перед голосовым аппаратом), кошки могут резко выпускать струю воздуха, одновременно выплевывая слюну. .

Кошки могут не только шипеть, но и издавать гортанное рычание, когда чувствуют себя особенно оборонительно. Удивительно, но некоторые виды змей тоже рычат, в том числе королевская кобра.(Как будто они не были достаточно устрашающими!)

Вертикальные зрачки

Кошки и змеи голые, завораживающие, если не слегка зловещие, зрачки с вертикальными разрезами. Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances , вертикальные зрачки наиболее распространены среди ночных хищников, устраивающих засаду на свою добычу. Вертикальные щели, изображающие кошек, змей, крокодилов и других «специалистов по засадам», создают большую глубину резкости и оценку расстояния, чем зрачки других форм, что очень важно для низкорасположенных хищников, которые убивают, нападая.Прорези также позволяют этим животным видеть в темноте, не ослепляя при ярком свете.

Интересно, что исследование также пришло к выводу, что козы, овцы и другие хищные животные имеют странные зрачки горизонтальной формы, чтобы видеть панораму на земле с минимальными слепыми пятнами, чтобы обнаружить приближающихся хищников. У активных охотников за животными, которые преследуют свою добычу, такую ​​как собаки, волки, львы и тигры, зрачки круглые.

Древние столкновения

Египетские, буддийские, каббалистические и североамериканские изображения исторически связывают кошек и змей.В частности, в Древнем Египте очень близко изображены эти два животных.

В Древнем Египте кошек хвалили и даже поклоняли за их способность убивать отвратительных существ, а именно змей. Египетские богини Бастет и Мафдет изображались как кошачьи божества, которые защищали людей от змей и скорпионов. Египетская Книга Мертвых описывает вечную борьбу между богом солнца Ра и Великим Змеем Апофисом. По сюжету Ра путешествует по небу каждый день и каждый вечер ускользает за горизонт, чтобы попасть в подземный мир.Там, воплощая «Великого кота-кота» или Мау, Ра противостоит и убивает злого змея-демона Апофиса, который является тьмой и хаосом, тем самым позволяя Ра вернуться в мир утром как сияющее солнце.

Суеверия

Кошки и змеи издавна связаны суевериями. Со времен средневековья черные кошки и змеи считались фамильярами ведьм и поэтому были связаны с Дьяволом. К сожалению, видение черных кошек и змей как предзнаменование невезения сохраняется и по сей день.

Бубонную чуму часто приписывали как кошкам, так и змеям, и очень многие из них были уничтожены из-за нее, оставив настоящую причину чумы (крысы, несущие восточную блоху), способной разрастаться.

Согласно кельтской пословице, котята, рожденные в мае, никогда не поймают мышей или крыс, но станут взрослыми кошками, которые приносят змей в дом.

Наконец, было сказано, что видеть во сне дружбу кота и змея означает начало гневной борьбы.Мяу!

© Умберто Сальваньин / Flickr / CC-BY-SA-2.0

Что, если мою кошку укусит змея?

Если отбросить суеверие, а как насчет реальной встречи кошек и змей? Как мы объясняли ранее, когда спрашивали: «Почему кошки шипят?» кошки и змеи обычно занимают оборонительную позицию и вряд ли вступят в ссору друг с другом в дикой природе.

Если, однако, вы считаете, что вашу кошку могла укусить змея, обратите внимание на следующие симптомы:

  • Два следа от клыков, сопровождающиеся болью и опухолью (это может указывать на ядовитый укус)
  • U-образный укус, сопровождающийся болью (это может указывать на неядовитость)
  • Бледные или белые кошачьи десны
  • Учащенное сердцебиение
  • Учащенное или затрудненное дыхание
  • Рвота
  • Паралич
  • Судороги

Лечение следует начинать как можно скорее после укуса:

  1. Будьте осторожны с кошкой.Если кошка нервничает или беспокоится, при необходимости удерживайте ее.
  2. Обрежьте кошку шерсть в месте укуса.
  3. Если возможно, тщательно промойте пораженную область стерильным физиологическим раствором.
  4. Немедленно отнесите кошку к ветеринару. Если змея погибла, принесите ее ветеринару для идентификации. В противном случае постарайтесь запомнить опознавательные знаки.

От вопроса о том, почему кошки шипят, до изучения древней истории этих животных друг с другом, мы обнаружили, что биология и общество связывают кошек и змей самыми любопытными (и зачастую неудачными) способами.Пожалуйста, примите во внимание, что кошки и змеи больше всего нуждаются в нас, людях — поистине самых опасных хищниках, — это сострадание и забота о своей естественной среде обитания.

Рекомендации

древних египетских животных — WorldAtlas

Оишимая Сен Наг, 20 июля 2018 г.,