+8 (916) 786-78-28 с 10.00 до 22.00 ежедневно

Меню

Собака не кошка помирить пословица: Отгадай русские пословицы, которые <<спрятаны>> в групппах слов.1. Всё, терпенье,

Пословицы и поговорки

В одной шерсти и собака не проживет
В своей конуре и собака тигр.
Великая любовь - матери, затем - собаки, потом - возлюбленной. (польская пословица)
Все пудели - собаки, но не все собаки - пудели. (американская пословица)
Все собаки сильны у себя во дворе. (армянская поговорка)
Где петух, там и деревня, где собака - там и дом. (финская пословица)
Дом без кошки или собаки - это дом скряги. (португальская пословица
Есть три вещи, которых стоит избегать: странная собака, наводнение и человек, считающий себя мудрым. (валлийская пословица)
За время пути собака могла подрасти. (античная пословица)
И собака ласковое слово знает.
Каждая собака имеет право на один укус. (американская пословица)
Каков хозяин, такова и собака.
Любит как собака палку.
Любишь меня - люби мою собаку. (американская поговорка)
Маленькая собака - всю жизнь щенок. (Маленькая собачка до старости щенок)
На охоту идти - собак кормить. (Собаку кормят не в тот день, когда надо идти на охоту)
Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.
Не поваляв куска, собака не съест.
Не учи рыбу плавать, а собаку - лаять.
Остальное собаки добрешут (так говорят, если остались маленькие недоделки) .
Остерегайтесь молчаливой собаки и тихой воды. (латинская пословица) .
От жиру и собака бесится.
Провинившаяся собака сильней других хвостом виляет.
Собаку ценят ради ее хозяина. (армянская поговорка)
Хозяин жалует - собака не кусает. (шумерская поговорка)
Мяукая, кошка не поймает мышки. (Абхазская)
Кошка своих котят семь раз перепрячет. (Персидская)
У кошки ни копейки за душой, а живет. (Армянская)
Ночью все кошки серы. (Английская)
Он честен как кот, который не может дотянуться до миски с мясом (Английская)
Лучше кормите одного кота, чем сотню мышей.(Норвежская)
Не все коту масленница, будет и великий пост.
Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.
Кошка лазит и в окошко.
Знает кошка, чье мясо съела.
Кто кошек любит, будет жену любить.
Кошка спит, а мышей видит.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.

                                  

Из Словаря русского языка:


Кот в мешке - о чем-либо неизвеcтном, таящем неожиданности.

Кота в мешке купить - приобрести что-либо, не видя и не зная качества покупаемого.

Кот наплакал (кого/чего) - очень мало

Кошачий концерт (шутл.) - 1) О криках и завываниях кошек и котов, 2) о нестройной музыке, пении.

Знает кошка чье мясо съела - о том, кто виноват и сознает свою вину.

Как кошка с собакой (живут) - о постоянно ссорящихся людях.

Как угорелая кошка (метаться, бегать и т.п.) - в исступлении, бессмысленно.

Кошки скребут на душе (или на сердце) - о тоскливом, тяжелом состоянии, настроении.

(Черная) кошка пробежала дорогу - между кем-то произошла размолвка, поссорились.

Кошка в печурку - стужа на двор - связано с приметой: кошка ложится в теплое место - к морозу.

Дружба кошки и собаки | Мои домашние питомцы

Дружба между кошками и собаками

Наверняка, не найдется ни одного человека, которому бы не была знакома крылатая пословица о том, «как кошка с собакой живут…». Как правило, когда мы произносим эти слова, то мы говорим о непримиримой вражде между этими животными. Однако, всегда ли кошка должна воевать с собакой, или всё-таки можно помирить животных этих разных видов?

В нашей публикации мы выслушаем мнение учёных, зоопсихологов, а также, вспомним и истории из жизни. Всё это, собранное по крупинкам, поможет нам ответить на вопрос – быть ли дружбе между кошками и собаками, или нет...

Зоорукавичка

Помните детскую сказку о том, как охотник потерял рукавичку зимой, и в ней нашли пристанище животные разных видов. Все они жили в мире и согласии, и никогда не спорили между собой. Да, ну просто таки идиллия. И, в эту зооутопию, где никто не враждует, очень хочется верить и вам, ведь в вашем доме живёт уже кошка, а может быть собака, но вы решили не причислять себя лишь к категории «кошатников» или «собачников» и завести  в своём доме животное другого вида. Вполне понятно, что вы рассчитываете на то, что в вашей маленькой фауно-колонии будут царить мир и согласие между представителями разных видов. Возможно ли это?

К сожалению, зоопсихологи утверждают, что

настоящая дружба между представителями разных видов – явление достаточно редкое, и случается раз на тысячу случаев.

Поэтому, рассчитывать на то, что ваша кошка и собака попадут в эту тысячу – не приходится. Однако, не спешите расстраиваться. При грамотном подходе со стороны владельца такого "питомника зверей разных пород", вы сможете добиться максимально возможного перемирия, где между всеми сторонами подписан пакт о ненападении. Возможно, животные не будут долюбливать друг друга, но нападать и проявлять агрессию друг к другу они уже точно не будут.
вернуться к содержанию ↑

Когда возможен мир между разными видами

Исследования израильских учёных утверждают, что если заводить животных кошку и собаку в возрасте до 6 месяцев для кошки, и до 1 года для собаки, неважно от очерёдности,  и дать возможность  этим животным жить на одной территории, то шансы на то, что они не будут конфликтовать – очень велики. Поэтому, если у  вас уже есть кот или собака - обратите внимание на их возраст, и, подселяйте соседа до рекомендуемых сроков, так как позже надеяться на мир будет сложно.

вернуться к содержанию ↑

Жизнь под одной крышей – особенности и нюансы

Секреты совместного проживания

Вполне понятно, что вас умиляют фото из Интернета, где запечатлены собака и кот в обнимку, но рассчитывать на такое поведение своего Тузика и Барсика вы вряд ли сможете. Ведь, такое мирное сосуществование – действительно большая редкость. Так, к примеру,

в 25% случаев, когда под одной крышей живут и кошки и собаки – между животными наблюдается безразличное отношение друг ко другу, в 10% случаев – это подобие дружбы, а во всех остальных случаях – животные так и остаются непримиримыми врагами, которые только и ищут возможностей, в случае отсутствия хозяина, показать, кто же из них главный на кухне и в хозяйском сердце.

вернуться к содержанию ↑

Почему кошки не любят собак

Одной из причин такой межвидовой вражды, по мнению всё тех же израильских учёных, является то, что язык тела у кошек и собак – абсолютно разный. Они настоящие «иностранцы», которые не понимают языка друг друга. Так, к примеру, виляние хвостом у собаки – признак дружелюбного настроения, а вот если кошка виляет хвостом – она раздражена. Когда представитель семейства кошачьих выгибает спинку и урчит – он очень доволен, но когда спину выгибает собака, да ещё при этом она рычит – животное находится, мягко говоря, не в духе. Однако, в это сложно поверить, но в тех случаях, когда животные хорошо ладят между собой – они подстраиваются под язык тела друг друга, тем самым учатся понимать, как думает их сожитель,  и даже учатся говорить, как говорит он… Возможно ли такое? Оказывается, да, и иностранные языки учим не только мы с вами, но и наши животные…
вернуться к содержанию ↑

Какой он, кошко-собачий мир

В случае, когда животные научатся говорить на языке друг друга и будут воспринимать представителя другого вида – не как зооиностранца, у вас в доме воцарится тот редкий кошко-собачий мир.

Такая идиллия отношений между животными будет проявляться в том, что ваши питомцы будут играть вместе, здороваться друг с другом носами, спать в обнимку и даже кушать из одной тарелки. Но, для того, чтобы это произошло, шаги на встречу должны сделать не только ваши питомцы, но и вы, как хозяин, должны себя вести грамотно и правильно, не выделяя ни одного из своих животных, не наделяя его привилегиями и преимуществами над другим. Там, где нет равенства – не может быть и дружбы.
вернуться к содержанию ↑

Видео о сложных взаимоотношениях между кошками и собаками:

Поэтому, запаситесь терпением, а ещё лучше… перед тем, как завести в своём доме кошку и собаку одновременно, подумайте о том, сможете ли вы быть справедливым в любви, внимании и  в заботе по отношению к ним?

Ждем ваших отзывов и комментариев, присоединяйтесь к нашей группе ВКонтакте!

Конспект урока. Малые фольклорные жанры | План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:

Малые фольклорные жанры

Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.

3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.

Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды ( 2-4 команды). Жетоны за правильный ответ.

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс поделён на команды.

  1. Актуализация знаний

1.Выход корабейников в русских народных костюмах:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

-Песнями да считалками побалуйте!

-Давно мы вас ждем -поджидаем!

-Ай да загадочки вам загадаем!

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!

-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.

2. Беседа.

- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)

- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

 («Устное»-передавалось из «уст в уста», не записывалось.

 «Народное»-создано народом.

 «Творчество»-когда что-то придумывают, сочиняют, творят).

  1. Изучение нового материала

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость». Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.

Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся.

Сегодня вы в этом убедитесь.

  1. Закрепление.
  1. Пословицы.

- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней содержится народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны будете вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).

  • Без труда не вытащишь …       и рыбку из пруда                          
  • Поспешишь-…                          людей насмешишь
  • Волков боятся - ….                   в лес не ходить
  • Как аукнется, так….                 Откликнется
  • Мороз не велик, а …        стоять не велит
  • Старый друг лучше…      новых двух
  • Век живи-…                      век учись
  • Волки сыты и …               овцы целы
  • Глаза боятся, а …                         руки делают
  • Гора с горой не сходятся, а …    человек с человеком сойдется
  • По одёжке встречают, …             а по уму провожают
  • Дальше в лес-…                            больше дров
  • За двумя зайцами погонишься-…           ни одного не поймаешь
  • Семь раз отмерь-…                                  один раз отрежь
  • Нет друга-ищи, …                                    а нашел-береги
  • Азбука-…                                                  к мудрости ступенька

Игра «Собери пословицу»

Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).

  • Здоровье, деньги, купить.                         (Здоровье на деньги не купишь)
  • Лезть, за, слово, карман.                           (За словом в карман не полезет)
  • Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо   (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
  • Дрожит, осина, лист.                                  (Дрожит как осиновый лист)
  • Голова, ноги, покой, дурная, не дает        (Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Жить, кошка, собака                                   (Живут, как кошка с собакой)
  • Дело, бояться, мастер                                  (Дело мастера боится)
  • Сани, зима, лето, телега                        (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Чьё, знает, мясо, кошка, съесть                (Знает кошка, чье мясо съела)
  • Игрушки, мышки, кошки, слёзки                (Кошке игрушки, а мышке слёзки)
  • Работает, ест, кто, не                        (Кто не работает, тот не ест)
  • Кулаки, драка, машут, после, не                ( После драки кулаками не машут)
  1. Песни. Потешки.

А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получает карточку (4 карточки). Вы должны определить жанр:

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули гулевать.

 Стали гули ворковать,

Стал ребёнок засыпать.

-Ладушки-ладушки, где были?

- У бабушки!
- А что ели?

- Кашку!
-А что пили?

-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели . Шуууу!!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.

Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!

Хлеба каравай!

Хоть весь день поливай!

Ябеда, корябеда, солёный огурец.

На полу валяется, никто его не ест.

Жадина, жадина,

Жадина, говядина.

Задира кролик сел на столик

И поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит:

-Домой хочу!

 Разыграть «Шутки –прибаутки»

Каждая команда получает карточку.

  1. –Тит! А Тит!

- Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит…

-Хошь кашу есть?

-А где моя большая ложка?

  1. -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг…

-Зачинить можно?

-Да иглы нет…

-А велика дыра?

-Один ворот остался…

  1. –Что везёшь?

-Сено

-Какое же это сено, если это дрова?

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

  1. -Собака, что лаешь?

-Волков пугаю!

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

  1. Скороговорки

-Скороговорки появились давно, в глубокой древности. В них играли и взрослые и дети.

-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).

-Давайте и мы поиграем.

Игра «Глухой телефон»

Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второй-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  1. Загадки

-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.

Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по  темам.

  • «Неживая природа»

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела,

Весь свет одела. (Снег)

Кто на себе свой дом носит?   (Улитка)

Не воин, а со шпорами.            (Петух)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит.             (Гусь)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.                                 (Корова)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь.        (Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей.                (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки.   (Горох)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает.  (Лук)

Кланяется, кланяется, придет домой — растянется.        (Топор)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.    (Гвоздь)

Туда-сюда снует, что в зубы попадет — на две части разжует.             (Пила)

Кто ест сено без рта тремя зубами.        (Вилы)

  • 5. Игры, считалки.

Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.

  1. Аты-баты, шли солдаты,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, он какой?
    Ата-баты, золотой.
  2. Раз, два, три,
    Четыре, пять,
    Будем в прятки
    Мы играть.
    Небо, звезды,
    Луг, цветы —
    Ты пойди-ка
    Поводи!
  3. Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!

4.Тратарушки, тра-ра-ра,

Игре очередь пришла,

В круг вставай,  не сиди,

Опоздаешь-ты води.

Игра

Хозяин говорит гусям:

— Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

Гуси, гуси!
— Га-га-га!
— Есть хотите?
— Да-да-да!
— Так летите же домой!
— Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
— Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

( А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь.)

5.Итог урока.

Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.

6.Домашнее задание.

Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.

 

Доклад сотрудника НИЦ «Курчатовский институт»

Доклад сотрудника НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ отмечен дипломом «Суперкомпьютерные дни в России – 2020»

Пятница, 02 октября 2020

Сотрудники Лаборатории квантовой химии (ЛКХ) Отделения перспективных разработок НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ в соавторстве с проф. Е. Элиавом из Тель-Авивского Университета (Израиль) представили на научной конференции «Суперкомпьютерные дни в России – 2020» новую разработку – программный комплекс EXP-T для высокоточного квантово-механического моделирования электронных состояний и свойств систем, включающих атомы тяжелых и сверхтяжелых элементов. Конференция охватила самый широкий круг представителей науки, промышленности, бизнеса, образования, государственных органов, учащихся - всех тех, кто связан с разработкой или использованием суперкомпьютерных технологий.

В соответствии с требованиями времени, конференция прошла 21-22 сентября 2020 года в онлайн-формате. Работа, результаты которой представил младший научный сотрудник Александр Олейниченко, выполнена совместно с другими сотрудниками ЛКХ — главным научным сотрудником д.ф.-м.н. А.В. Зайцевским и старшим научным сотрудником к.ф.-м.н. Л.В. Скрипниковым, а также профессором Е. Элиавом из Тель-Авивского Университета (Израиль).

Высокоточные квантовомеханические расчеты необходимы для решения очень широкого круга фундаментальных задач, в частности, для поиска Новой физики за пределами Стандартной модели и «суперактинидов» за пределами седьмого периода Таблицы Д.И. Менделеева (который заканчивается последним открытым сверхтяжелым элементом 118 - оганесоном). Новый уровень расчетов «из первых принципов» необходим и для выявления особенностей и понимания на атомарном уровне поведения примесных актинидных центров в кристаллах минералов и разработки методик их прямого анализа, а также для поиска новых атомных и молекулярных систем, перспективных с точки зрения возможности их прямого лазерного охлаждения. Современная спектроскопия также не может обойтись без моделирования: из недавних примеров следует упомянуть экспериментальное изучение термов двухатомной молекулы монофторида радия RaF (работа выполнена при участии сотрудника ЛКХ Т. А. Исаева в качестве специалиста в области моделирования «из первых принципов»), потенциала ионизации и электронных термов атомов 102 элемента нобелия (No) и сродства к электрону 85 элемента астата (At). Планирование этих прорывных экспериментов было бы невозможно без точных предсказаний положений электронных уровней и вероятностей переходов между ними. Высокоточное моделирование также представляет интерес в контексте поиска надежных твердотельных матриц для решения проблемы долговременной иммобилизации ядерных отходов в глубоких геологических формациях.

Особенностью всех перечисленных задач является необходимость одновременного включения в математические модели как релятивистских эффектов, так и как можно более полный учет двухчастичных взаимодействий между десятками, а иногда и сотнями электронов — только так можно достичь высочайшей точности расчетов. До недавнего времени решение таких задач было под силу только программному пакету DIRAC, разработанному международным коллективом специалистов (преимущественно европейских) в области релятивистской квантовой химии. Однако серьезные ограничения, заложенные в этот программный комплекс, не позволяли достичь прорывной точности квантово-механического моделирования, необходимой для выведения релятивистских расчетов на уровень, адекватный современному уровню развития экспериментальных техник. Поэтому сотрудниками Лаборатории квантовой химии НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ было принято решение о разработке принципиально нового пакета программ, который позволил бы как минимум на порядок повысить точность моделирования сложных, в том числе кристаллических систем, содержащих атомы тяжелых и сверхтяжелых элементов. Одной из ключевых задач проекта являлась адаптация разрабатываемых программных продуктов к современным суперкомпьютерным технологиям: активное использование параллельных вычислений позволяет кратно увеличивать размеры изучаемых систем. В качестве базового подхода к моделированию поведения электронных состояний был выбран релятивистский метод связанных кластеров в пространстве Фока (Fock space coupled cluster method, FS-RCC). Разработанный сотрудниками ЛХХ программный пакет EXP-T (названный в честь основной формулы метода связанных кластеров) не только позволил воспроизвести уже существующие достижения в области прецизионного релятивистского моделирования, но и в кратчайшие сроки построить и протестировать производительность ряда новых квантовомеханических моделей. В частности, была разработана новая версия релятивистского метода связанных кластеров, обозначаемая аббревиатурой FS-RCCSDT и полностью учитывающая трехкратно возбужденные электронные конфигурации — эта технология моделирования позволила почти на порядок улучшить предсказания электронных уровней энергии тяжелых атомов. Среди других первых приложений новой технологии – расчеты излучательных характеристик гетероядерной молекулы RbCs и изучение сверхтонких взаимодействий в молекуле KCs. Все параллельные вычисления проводились на суперкомпьютере ЦОД ПИК. Публичная версия исходных кодов программного пакета EXP-T сделана доступной для всего мирового научного сообщества: загрузить её можно на сервисе GitHub. Научные сотрудники МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, университета Гронингена (Нидерланды) и Оклендского университета (США) уже начали использовать EXP-T для решения фундаментальных задач.

В настоящее время ведется работа по созданию новых квантово-механических моделей, которые позволят расширить горизонты теоретического моделирования на соединения f-элементов с несколькими открытыми электронными оболочками. По итогам выступления на конференции «Суперкомпьютерные дни в России – 2020» готовится к выходу статья в сборнике Springer Communications in Computer and Information Science. Препринт работы доступен на сервисе препринтов arXiv.

Овез-лентяй - Туркменская сказка

Подробности
Категория: Туркменская сказка

Овез-лентяй (туркменская сказка)


В старые времена жил один бедняк, и был у него сын, которого звали Овез. Этот парень даже из дому никогда не выходил, а все лежал, да проедал то, что зарабатывали его родители. Так до восемнадцати лет он и рук в холодной воде не замочил.[«…он и рук в холодной воде не замочил» — выражение, соответствующее русскому: «не ударил палец о палец».] Поэтому его прозвали «Овез-лентяй». Но все же Овез не вынес людских насмешек, в нем заговорила совесть, и он решил: «Все люди трудятся. А я ведь тоже человек, негоже мне вот так валяться!» И Овез-лентяй отправился с купеческим караваном в другой город на заработки.
Долго ли, коротко ли ехал Овез с караваном, но вот однажды караван вошел в один город. В первый день Овез отдыхал, а на следующий — вышел на базар поискать работы. А на базаре как раз в это время ходил купец и выкликал:
— Кто пойдет ко мне в работники, тому буду платить в месяц нечестных денег — тысячу тенге, честных — одно тенге! Кто пойдет в работники?
Овез подошел к купцу и нанялся на поденную работу за одно тенге честных денег. Проработал Овез у купца месяц и получил одно тенге. Пошел он на базар, чтобы посмотреть, не едет ли кто в его родное селение. А тут как раз один караванбаши собирался в селение Овеза. Овез стал ходить из лавки в лавку, чтобы купить что-нибудь на заработанное тенге и послать домой, да на одно тенге ничего ведь не купишь. Наконец Овез купил на свое тенге кошку и отдал ее караванбаши. Тот посадил кошку Овеза в торбу и отправился в селение. А Овез снова стал работать на прежнем месте.
Через несколько дневных переходов караван дошел до какого-то селения и стал на отдых. А в этом селении было такое множество мышей, что и не сказать; случалось, что они попадали даже в пищу. И ни одной кошки в этом селении не было. Увидели жители селения кошку у караванбаши и стали его упрашивать продать ее. Но караванбаши отвечал:
— Эта кошка не моя, один человек поручил мне доставить ее к нему домой.
Тогда собрались старики этого селения и предложили:
— Послушай, караванбаши, отдай нам кошку, а мы наполним золотом эту торбу, в которой ты ее везешь.
Караванбаши отдал кошку, в торбу насыпали золота, и караванбаши отвез торбу родителям Овеза.
А Овез проработал еще один месяц и получил еще одно тенге. Пошел он на базар, чтобы купить что-нибудь на эти деньги и послать домой, но не мог найти ничего подходящего. Ходил он, ходил — и наконец купил на свое единственное тенге собаку. Овез решил, что завтра подыщет человека, который собирается в его селение, и перешлет с ним собаку, а пока улегся спать. Проснулся Овез на следующее утро и увидел — вокруг него извивается огромный дракон.
— О юноша, — сказал дракон, — я единственный сын падишаха драконов. Много лет назад я поссорился со своим отцом. Если ты помиришь меня с ним, то исполнятся все твои желания, а если не помиришь, я тебя съем.
Овез так испугался дракона, что не знал, как ему поступить.
— Хорошо, — ответил наконец Овез, — я помирю тебя с отцом, — и отправился вслед за драконом.
Прошли они путь в несколько дневных переходов, и дракон сказал Овезу:
— По пути нам встретятся огромные змеи, но ты их не бойся. Раз я с тобой, они тебе ничего не сделают. Главное — постарайся помирить меня с отцом. Если сделаешь это, отец тебя спросит: «Чего ты хочешь в награду?» Так вот слушай, есть у отца один перстень, который исполняет все, что пожелаешь. Проси у отца этот перстень, и что бы он ни предлагал тебе взамен — не бери.
Проделав долгий путь, Овез с драконом стали встречать множество огромных змей, которые им вслед кричали:
— Вот идет сын падишаха!
Наконец они прибыли к падишаху драконов и почтительно поздоровались с ним. Тут Овез сказал:
— О падишах! Ты властелин такой обширной страны, зачем тебе ссориться со своим единственным сыном? Падишахам не пристало так поступать! Наоборот, ты сам должен мирить тех, кто поссорился.
Услышав это, падишах драконов тут же стал мириться со своим сыном. Так Овез помирил дракона с отцом. Все были очень рады и устроили пир на три дня и три ночи.
Прошло несколько дней. Овезу оказывали почет и уважение. Наконец Овез решил вернуться назад, и тогда падишах драконов сказал ему:
— Ты сделал для меня много добра, поэтому и я хочу что-нибудь для тебя сделать. Проси чего хочешь.
— Я хочу только одного: чтобы ты был в добром здравии, — ответил Овез и продолжал. — Говорят, правда, у тебя есть один перстень. Вот если бы ты дал мне его…
Услышав, что Овез просит перстень, падишах драконов очень опечалился. Но как ему ни было жаль перстня, все же он отдал его Овезу. Попрощался Овез с драконами и отправился домой.
Дома Овез рассказал родителям обо всем, что с ним случилось, а потом приказал перстню доставить к нему проданную кошку. После этого Овез попросил свою мать посватать для него дочь падишаха. А падишах этого города был человек жестокий и безжалостный, и мать Овеза очень боялась идти к нему. Но Овез все время упрашивал ее:
— Иди, какой бы выкуп он ни потребовал, мы заплатим.
Наконец мать Овеза решилась.
Многие хотели жениться на дочери падишаха, но стоило падишаху назвать несметную сумму выкупа, как все они отступали. Никто не мог уплатить этот выкуп.
Мать Овеза, дрожа от страха, пришла к падишаху и сказала о своем деле. Падишах разгневался. Он пришел в ярость от того, что какой-то бедняк решился посватать его дочь, и, чтобы сразу отвадить Овеза, назначил за свою дочь неслыханный выкуп.
— Пусть к завтрашнему утру, — сказал падишах, — будет построена золотая крепость. В каждом углу этой крепости пусть будет золотой дом, и чтобы в одном из домов была весна, в другом — осень, в третьем — лето, а в четвертом — зима. Если твой сын выполнит это условие, то получит девушку, а нет — пусть простится с жизнью.
Послушала мать Овеза, что сказал падишах, и с разбитым сердцем отправилась домой.
— Ну, матушка, удача или неудача? — спросил Овез.
— Ах, да поди ты со своей удачей-неудачей, — отвечала мать, — падишах назначил такой выкуп, что его нипочем не осилить! А еще он сказал, что, если ты его повеление не исполнишь, он нас всех погубит!
— Ни о чем не печалься, матушка, — сказал Овез, — ничего падишах нам не сделает, а скорее сам погибнет. Сию же минуту мы выполним с избытком все, что требует падишах!
Проговорив это, Овез тотчас отдал приказ перстню, и все свершилось так, как было приказано. Овез взял в жены дочь падишаха и устроил свадебный пир на семь дней и ночей, щедро раскинув перед народом скатерть.
Очень удивился падишах тому, что произошло, и подумал: «Клянусь жизнью, что это может значить? Несколько падишахов не смогли одолеть назначенный мной выкуп, и вот теперь какой-то жалкий бедняк завладел моей дочерью. Нет, тут что-то есть!» А дочь падишаха хорошо знала своего отца, и потому она сказала мужу:
— Говорят: «Две бараньи головы в одном котле не варятся».[«Две бараньи головы в одном котле не варятся» — пословица.] Мой отец не даст тебе покоя, он постоянно будет думать: «Какой силой этот парень завладел моей дочерью?» — и житья нам от него не будет. Давай переберемся на ту сторону реки и поселимся там.
Овез послушался жены, взял с собой кошку и собаку и отдал приказ перстню. Все мигом очутились на другом берегу реки и остались там жить.
А падишах прослышал о том, что у Овеза есть чудесный перстень. Он кликнул клич:
— Тому, кто добудет волшебный перстень, я дам много золота!
Услыхала об этом одна старуха и сказала:
— Если меня перевезут на ту сторону реки, я попробую.
Падишах приказал своим людям перевезти старуху, и ее тотчас переправили через реку.
Вот старуха улеглась на берегу реки недалеко от дома Овеза и принялась стонать. Спустя некоторое время ее увидел Овез и спросил:
— Эй, бабушка, что это ты здесь горюешь?
— Ах, дитя мое, кому же плакать, как не мне, — отвечала старуха. — Было у меня единственное дитя, которое я лелеяла, а люди падишаха убили его. Меня же они завезли на этот берег реки, и теперь я не знаю, куда идти.
А так как плакать ей не хотелось, она смочила глаза слюной и притворялась, что плачет.
— Пойдем, бабушка, — сказал Овез, — будешь жить у нас и станешь помогать моей молодой жене. Она все говорит, что ей скучно. Ничего, что ты старая.
Старуха прожила несколько дней в доме Овеза, и Овез с женой к ней привыкли.
Каждый день Овез уходил на охоту. Вот однажды старуха и говорит его жене:
— А ведь муж-то тебя не любит. Он не поверяет тебе своих тайн. Если бы муж любил тебя и доверял тебе, он дал бы тебе свой красивый перстень.
Такими разговорами старуха точила сердце молодой женщины. Когда вечером Овез вернулся с охоты, жена сказала ему:
— Дай мне поносить твой перстень.
Овез дал ей перстень, но при этом наказал:
— Только береги его хорошенько!
На следующий день Овез снова ушел на охоту, а старуха увидела у молодой женщины перстень и сказала:
— Давай я согрею воды, а ты искупаешься. Такая молодая женщина, как ты, должна содержать себя в большой чистоте. — И старуха принялась греть воду.
Когда вода согрелась, жена Овеза сняла с руки перстень и положила его на одеяло. Старуха это видела. А что еще ей и было нужно, как не тот перстень? Как только молодая женщина отошла, старуха тотчас подскочила к перстню, схватила его, надела на палец и воскликнула:
— О чудесный перстень! Убей Овеза до смерти, его жену — до полусмерти, а меня доставь падишаху!
И тотчас все совершилось. Проклятая старуха сняла с пальца перстень, отдала его падишаху и, получив награду, заковыляла к себе домой.
Тогда кошка и собака Овеза сговорились отправиться на другой берег реки и поискать перстень. Собака посадила кошку себе на спину, и они переправились через реку. Потом они разузнали, что перстень находится у падишаха, и тогда кошка сказала собаке:

— Друг собака, ты побудь на улице, а я проберусь во дворец падишаха и поищу там перстень.
Собака согласилась и осталась на улице, а кошка пробралась прямо туда, где спал падишах, и уселась, глядя на него. А падишах прятал перстень у себя под языком. Пока кошка сидела да раздумывала, как ей добыть перстень, вдруг выбежала мышь. Кошка тотчас поймала ее и сказала:
— Я отпущу тебя, если ты заставишь падишаха чихнуть.
Мышь обещала. Она вытянула хвост и засунула его в нос падишаху так, что тот громко чихнул. Тут перстень и выскочил. Кошка прыгнула, мигом схватила перстень и убежала. Падишах сейчас же проснулся и закричал:
— Ой, ой, пропал мой перстень!
Но сколько он ни кричал, было уже поздно.
А кошка и собака прибежали к реке.
— Друг кошка, дай перстень мне, — сказала собака.
— Нет, друг собака, — отвечала кошка, — ты уронишь перстень в реку, и потом его не найти.
Однако как кошка ни старалась оставить перстень у себя, ей пришлось в конце концов отдать его собаке. Та взяла и спрятала перстень у себя под языком. Потом собака посадила кошку к себе на спину, и они поплыли к другому берегу реки. Пока собака плыла, она совсем забыла, что у нее в пасти перстень, принялась лакать воду и незаметно для себя выронила перстень в реку. Добрались собака с кошкой до другого берега, и кошка сказала:
— Друг собака, отдай теперь перстень мне.
Собака вспомнила про перстень, пошарила у себя в пасти, но перстня там не оказалось.
— Друг кошка, а ведь перстня-то у меня в пасти нет! Видно, я выронила его, когда пила воду, — отвечала собака.
— Ну и натворила же ты бед, ну и натворила ты несчастий! Не хотела я давать тебе перстень, но ты не послушалась, а теперь все наши труды пропали даром! Ведь у нас не хватит сил, чтобы вычерпать из реки воду и обшарить дно. Что нам теперь делать? — стонала кошка.
Сильно горевали и плакали собака с кошкой, оттого что потеряли перстень. Наконец собака сказала:
— Друг кошка, ведь говорят же: «Тысяча печалей одного дела не совершит».[«Тысяча печалей одного дела не совершит» — пословица, соответствующая русской: «Горем делу не поможешь».] Давай лучше пошарим немного в реке, посмотрим в брюхе у здешних рыб, может быть, и найдем там перстень. [«…найдем там перстень», — Мотив чудодейственного перстня заимствован из легенды о перстне Сулеймана. По легенде, перстень Сулеймана, с помощью которого он повелевал духами и стихиями, был украден бесом. Тот уронил его в море, и Сулейман вновь нашел свой перстень в пойманной для него рыбе.]
Так они и сделали: стали ловить в реке рыбу и поедать ее. И вот в брюхе одной из рыб кошка нашла перстень. Обрадовались кошка и собака: «Кто ищет — тот найдет» — и отнесли перстень жене Овеза. А жена Овеза тотчас приказала перстню:
— Исцели меня и Овеза и доставь моего мужа сюда.
В тот же миг Овез предстал перед своей женой. Оба они исцелились полностью, словно заново родились на свет. Жена Овеза рассказала мужу о случившемся, о злых кознях старухи и о том, как собака с кошкой принесли перстень.
— Я часто слыхал от старых людей, что на свете дороже всего то, что добыто своим трудом. Это очень верно сказано. Кошка и собака, которых я добыл своим трудом, очень помогли нам сегодня, — сказал Овез, гордясь кошкой и собакой. А потом он приказал:
— Ну-ка, перстень, уничтожь падишаха, его везиров и векилей и проклятую старуху. А моих родителей, всех родных и близких перенеси сюда.
Перстень выполнил все наилучшим образом. И тогда был устроен пир, и народ славил Овеза и его молодую жену.
Была друзьям радость, а врагам — погибель.


- КОНЕЦ -

Туркменская народная сказка с иллюстрациями Татьяны Алексеевой

Пословицы и поговорки

В одной шерсти и собака не проживет
В своей конуре и собака тигр.
Великая любовь - матери, затем - собаки, потом - возлюбленной. (польская пословица)
Все пудели - собаки, но не все собаки - пудели. (американская пословица)
Все собаки сильны у себя во дворе. (армянская поговорка)
Где петух, там и деревня, где собака - там и дом. (финская пословица)
Дом без кошки или собаки - это дом скряги. (португальская пословица
) Есть три вещи, которых стоит: исключенная странная собака, наводнение и человек, считающий себя мудрым.(валлийская пословица)
За время пути собака могла подрасти. (античная пословица)
И собака ласковое слово знает.
Каждая собака имеет право на один укус. (американская пословица)
Каков хозяин, такова и собака.
Любит как собака палку.
Любишь меня - люби мою собаку. (американская поговорка)
Маленькая собака - всю жизнь щенок. (Маленькая собачка до старости щенок)
На охоту идти - собак кормить. (Собаку кормить не в тот день, когда надо идти на охоту)
Не бойся собаки, что лает, а бойся той, что молчит да хвостом виляет.
Не поваляв куска, собака не съест.
Не учи рыбу плавать, а собаку - лаять.
Остальное собаки добрешут (так говорят, если остались маленькие недоделки).
Остерегайтесь молчаливой собаки и тихой воды. (латинская пословица).
От жиру и собака бесится.
Провинившая собака сильней других хвостом виляет.
Собаку ценят ради ее хозяина. (армянская поговорка)
Хозяин жалует - собака не кусает. (шумерская поговорка)
Мяукая, кошка не поймает мышки. (Абхазская)
Кошка своих котят семь раз перепрячет.(Персидская)
У кошки ни копейки за душой, а живет. (Армянская)
Ночью все кошки серы. (Английская)
Он честен как кот, который не может дотянуться до миски с мясом (Английская)
Лучше кормите одного кота, чем сотню мышей. (Норвежская)
Не все коту масленница, будет и великий пост.
Кота убить - семь лет ни в чем удачи не видать.
Кошка лазит и в окошко.
Знает кошка, чье мясо съела.
Кто кошек любит, будет жену любить.
Кошка спит, а мышей видит.
Два кота в одном мешке не улежатся.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.

Из Словаря русского языка:


Кот в мешке - о чем-либо неизвеcтном, таящем неожиданности.

Кота в мешке купить - приобрести что-либо, не видя и не зная качества покупаемого.

Кот наплакал (кого / чего) - очень мало

Кошачий концерт (шутл.) - 1) О криках и завываниях кошек и котов, 2) о нестройной музыке, пении.

Знает кошка чье мясо съела - о том, кто виноват и сознает свою вину.

Как кошка с собакой (живут) - о постоянносорящихся людях.

Как угорелая кошка (метаться, бегать и т.п.) - в исступлении, бессмысленно.

Кошки скребут на душе (или на сердце) - о тоскливом, тяжелом состоянии, настроении.

(Черная) кошка пробежала дорогу - между кем-то произошла размолвка, поссорились.

Кошка в печурку - стужа на двор - связана с приметой: кошка ложится в теплое место - к морозу.

Конспект урока. Малые фольклорные жанры | План-конспект урока по чтению (2 класс) на тему:

Малые фольклорные жанры

Цели: 1. Ознакомить учащихся с малыми фольклорными жанрами: пословицами, поговорками, песнями, потешками, считалками, загадками и т.д.

2. Развивать память, речь, навыки коллективной работы.

3. Воспитывать и прививать интерес к устному народному творчеству, истории русского народа.

Оборудование: карточки с заданиями для каждой команды (2-4 команды).Жетоны за правильный ответ.

Ход урока

  1. Организационный момент

Класс поделён на команды.

  1. Актуализация знаний

1.Выход корабейников в русских народных костюмах:

-Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

-Песнями да считалками побалуйте!

-Давно мы вас ждем -поджидаем!

-Ай да загадочки вам загадаем!

-Заходите, не стесняйтесь, умным словом угощайтесь!

-Запаситесь в прок учением, шуткой доброй и весельем.

- «Делу время, а потехе час!» - объявляем.

2. Беседа.

- О каких жанрах устного народного творчества вы услышали? (Песни, считалки, скороговорки, пословицы)

- Что такое устное народное творчество? Почему оно так называется?

(«Устное» -передавалось из «уст в уста», не записывалось.

«Народное» -создано народом.

«Творчество» -когда что-то придумывают, сочиняют, творят).

  1. Изучение нового материала

Устное народное творчество ещё называют фольклором, что в переводе с английского значит «народная мудрость».Устное народное творчество ещё с глубокой древности было «неписаной историей народа». По содержанию песенок, потешек, считалок можно было узнать об обычаях и быте народа. Фольклор был для народа учебником жизни. Благодаря фольклору в детях воспитывались смелость, доброта, честность, патриотизм (любовь к родине). Кроме того, фольклор-кладовая языка народа.

Сказанная вовремя пословица может ярко и метко, с юмором осадить непоседу, пожурить лентяя, а песенка-потешка развеять грусть, помирить поссорившихся. Сегодня вы в этом убедитесь.

  1. Закрепление.
  1. Пословицы.

- Вы уже знаете, ребята, что пословица-это какое-то изречение, мысль. В ней народная мудрость. Давайте поиграем и узнаем, какие пословицы вы знаете.

Игра «Закончи пословицу»

Каждая команда получит карточки с пословицами. Вы должны вспомнить пословицу и закончить её. За правильный ответ команда получает по жетону (по 4 жетона на команду).

  • Без труда не вытащишь… и рыбку из пруда
  • Поспешишь-… людей насмешишь
  • Волков боятся -…. в лес не ходить
  • Как аукнется, так…. Откликнется
  • Мороз не велик, а… стоять не велит
  • Старый друг лучше… новых двух
  • Век живи-… век учись
  • Волки сыты и… овцы целы
  • Глаза боятся, а… руки делают
  • Гора с горой не сходятся, а… человек с человеком сойдется
  • По одёжке встречают,… а по уму провожают
  • Дальше в лес-… больше дров
  • За двумя зайцами погонишься-… ни одного не поймаешь
  • Семь раз отмерь-… один раз отрежь
  • Нет друга-ищи,… а нашел-береги
  • Азбука-… к мудрости ступенька

Игра «Собери пословицу»

Каждая команда получает карточки. На карточках написаны слова, из которых вы должны собрать пословицу. За каждый правильный ответ команда получает по жетону (по 3 жетона на команду).

  • Здоровье, деньги, купить. (Здоровье на деньги не купишь)
  • Лезть, за, слово, карман. (За словом в карман не полезет)
  • Пословица, глаз, добрая, бровь, прямо (Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз)
  • Дрожит, осина, лист. (Дрожит как осиновый лист)
  • Голова, ноги, покой, дурная, не дает (Дурная голова ногам покоя не дает)
  • Жить, кошка, собака (Живут, как кошка с собакой)
  • Дело, бояться, мастер (Дело мастера боится)
  • Сани, зима, лето, телега (Готовь сани летом, а телегу зимой)
  • Чьё, знает, мясо, кошка, съесть (Знает кошка, чье мясо съела)
  • Игрушки, мышки, кошки, слёзки (Кошки игрушки, а мышке слёзки)
  • Работает, ест, кто, не (Кто не работает, тот не ест)
  • Кулаки, драка, машут, после, не (После драки кулаками не машут)
  1. Песни. Потешки.

А сейчас вспомним песенки, потешки, дразнилки, заклички, шутки-прибаутки. Каждая команда получаетку (4 карточки). Вы должны определить жанр:

Ай, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули гулевать.

Стали гули ворковать,

Стал ребёнок засыпать.

-Ладушки-ладушки, где были?

- У бабушки!
- А что ели?

- Кашку!
-А что пили?

-Бражку!
-Кашка масленька!
-Бабушка добренька!
-Попили, поели.Шуууу !!! Домой полетели!
-На головку сели! «Ладушки» запели.

Дождик-дожлик, пуще!
Дам тебе гущи!

Хлеба каравай!

Хоть весь день поливай!

Ябеда, корябеда, солёный огурец.

На полу валяется, никто его не ест.

Жадина, жадина,

Жадина, говядина.

Задира кролик сел на столик

И поехал на войну.

Дрался, дрался, напугался и кричит:

-Домой хочу!

Разыграть «Шутки –прибаутки»

Каждая команда получает карточку.

  1. –Тит! А Тит!

- Чево?

-Иди молотить.

-Брюхо болит…

-Хошь кашу есть?

-А где моя большая ложка?

  1. -Федул, что губы надул?

-Кафтан прожёг…

-Зачинить можно?

-Да иглы нет…

-А велика дыра?

-Один ворот остался…

  1. –Что везёшь?

-Сено

-Какое же это сено, если это дрова?

-А коли видишь, так что спрашиваешь?

  1. -Собака, что лаешь?

-Волков пугаю!

-Собака, что хвост поджала?

-Волков боюсь!

  1. Скороговорки

-Скороговорки появились давно, в глубокой древности.В них играли и взрослые и дети.

-Для чего нужны скороговорки? (Интересно, можно соревноваться. Их полезно говорить, чтобы речь была красивая, чёткая).

-Давайте и мы поиграем.

Игра «Глухой телефон»

Ведущий говорит скороговорку шепотом первому игроку каждой команды. Второе-третьему и т.д. Если последний игрок правильно произносит начальный вариант, команда получает жетон.

  • На дворе трава, на траве дрова.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  • Проворонила ворона воронёнка.
  1. Загадки

-Загадки были на Руси в глубокой древности. Загадки –это и игра, и состязание, развлечение и учение. В народных загадках можно узнать нравы, обычаи, быт народа. Поэтому загадка-это история родины.

Каждая команда получит карточки. Вы должны отгадать загадки и разложить их по темам.

  • «Неживая природа»

Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.

Собаки лают, а достать не могут. (Месяц)

Летит птица по синему небу,

Крылья распластала,

Солнышко застлала. (Туча)

Шел долговяз, в землю увяз. (Дождь)

Скатерть бела,

Весь свет одела. (Снег)

Кто на себе свой дом носит? (Улитка)

Не воин, а со шпорами. (Петух)

Бел, как снег,
Надут, как мех,
На лопатах ходит. (Гусь)

Стоит копна: Впереди вилы,
Сзади метла.(Корова)

Кругла, да не луна,
Зелена, да не дубрава,
С хвостиком, да не мышь. (Репа)

Без окон, без дверей,
Полна горница людей. (Огурец)

Голова на ножке, в голове горошки. (Горох)

Сидит дед, в шубу одет,
Кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)

Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор)

Бьют Ермилку что есть сил по затылку, он не плачет, только ножку прячет.(Гвоздь)

Туда-сюда снует, что в зубы попадет - на две части разжует. (Пила)

Кто ест сено без рта тремя зубами. (Вилы)

  • 5. Игры, считалки.

Любимый жанр устного народного творчества у детей-игры. Поиграем в народную игру «Гуси-Лебеди». Вы должны выбрать волка, хозяина. Перед игрой каждая команда должна вспомнить считалку.

  1. Аты-баты, шлицы солдата,
    Аты-баты, на базар.
    Аты-баты, что купили?
    Аты-баты, самовар.
    Аты-баты, сколько стоит?
    Аты-баты, три рубля.
    Аты-баты, он какой?
    Ата-баты, золотой.
  2. Раз, два, три,
    Четыре, пять,
    Будем в прятки
    Мы играть.
    Небо, звезды,
    Луг, цветы -
    Ты пойди-ка
    Поводи!
  3. Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    Выходи скорее вон!

4.Тратарушки, тра-ра-ра,

Игре очередь пришла,

В круг вставай, не сиди,

Опоздаешь-ты води.

Игра

Хозяин говорит гусям:

- Гуси, летите в поле, погуляйте, в лапы волку не попадайте.

Ребята бегут, размахивая руками, в «поле».

Далее происходит диалог хозяина и гусей:

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!
- Так летите же домой!
- Серый волк под горой. Не пускает нас домой!
- Ну, летите, как хотите, только лапки берегите!

(А вы волка не пугайтесь, поскорее разлетайтесь. )

5.Итог урока.

Подсчитывается количество житонов. Команда-победитель награждается.

6.Домашнее задание.

Сегодня мы вспомнили малые жанры устного народного творчества. Возьмите в библиотеке сборники русского народного фольклора. Познакомьтесь глубже с народным творчеством.

Доклад сотрудника НИЦ «Курчатовский институт»

Доклад сотрудника НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ отмечен диплом «Суперкомпьютерные дни в России - 2020»

Пятница, 02 октября 2020

Сотрудники Лаборатории квантовой химии (ЛКХ) Отделения перспективных разработок НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ в соавторстве с проф.Е. Элиавом из Тель-Авивского Университета (Израиль) представили на научной конференции «Суперкомпьютерные дни в России - 2020» новую программу - программный комплекс EXP-T для высокоточного квантово-механического моделирования электронных состояний и свойств систем, включающих атомы тяжелых и сверхтяжелых элементов. Конференция охватывает самый широкий круг представителей науки, промышленности, бизнеса, образования, государственных, учащихся - всех тех, кто занимается разработкой или использованием суперкомпьютерных технологий.

В соответствии с требованиями времени, конференция прошла 21-22 сентября 2020 года в онлайн-формате. Работа, результаты которой представил младший научный сотрудник Александр Олейниченко, выполнен совместно с другими научными сотрудниками ЛКХ - главным научным сотрудником д.ф.-м.н. А.В. Зайцевским и старшим научным сотрудником к.ф.-м.н. Л.В. Скрипниковым, а также профессором Е. Элиавом из Тель-Авивского Университета (Израиль).

Высокоточные квантовомеханические расчеты необходимы для решения очень широкого круга фундаментальных, в частности, для поиска Новой физики за пределами Стандартной модели и «суперактинидов» за пределами седьмого периода Таблицы Д.И. Менделеева (который последним открытым сверхтяжелым № 118 - оганесоном). Новый уровень расчетов «из принципов» необходим и для анализа и анализа на атомарном уровне поведения примесных актинидных центров в кристаллах минералов и разработки методик их прямого анализа, а также для поиска новых атомных и молекулярных систем, перспективных с точки зрения возможности их прямого лазерного охлаждение. Из недавних примеров следует использовать экспериментальное изучение термов двухатомной молекулы монофторида радия RaF (работа выполнена при участии сотрудника ЛКХ Т.А. Исаева в области моделирования «из первых принципов»), возможности ионизации и электронных термов элементов 102 элемента нобелия (Нет) и сродства к электрону 85 элемента астата (At). Планирование этих прорывных экспериментов было бы невозможно без точных предсказаний положений электронных уровней и вероятностей переходов между ними. Высокоточное моделирование также представляет интерес в контексте поиска надежных твердотельных матриц для решения проблемы долговременной иммобилизации ядерных отходов в глубоких геологических формациях.

Особенностью всех перечисленных задач является требование одновременного включения в математические модели как релятивистские эффекты, так и как можно более полный учет двухчастичных взаимодействий между десятками, а иногда и сотнями электронов - только так можно достичь высочайшей точности расчетов. До недавнего времени таких задач было под силу только программному пакету DIRAC, разработанному международным коллективом специалистов (европейской) в области релятивистской квантовой химии.Задействованные в этом программном комплексе, не позволяющие достичь прорывной производительности квантово-механического, необходимого для выведения релятивистских расчетов на уровень адекватного современного уровня экспериментальных техник. Поэтому сотрудниками Лаборатории квантовой химии НИЦ «Курчатовский институт» - ПИЯФ было принято решение по разработке принципиально нового пакета программ, позволяющее повысить точность моделирования сложных и сверхтяжелых элементов.Одной из ключевых задач проекта являлась адаптация программных продуктов к современным суперкомпьютерным технологиям: активное использование параллельных вычислений позволяет кратно увеличивать размеры изучаемых систем. В качестве базового подхода к моделированию поведения электронных состояний был выбран релятивистский метод связанных кластеров в пространстве Фока (метод космических кластеров Фока, FS-RCC). Разработанный в основной формулы метод связанных кластеров программный пакет EXP-T (названный в основной формуле метода связанных кластеров) возможностей достижения в области прецизионного релятивистского моделирования, но и в кратчайшие сроки построить и протестировать ряд новых квантовомеханических моделей.В частности, была изменена новая версия релятивистского метода связанных кластеров, обозначаемая аббревиатурой FS-RCCSDT и полностью учитывающая трехкратно возбужденные электронные конфигурации - эта технология моделирования позволила почти на порядок улучшить предсказания электронных уровней энергии тяжелых элементов. Среди других приложений новой технологии - расчеты излучательных характеристик гетероядерной молекулы RbCs и изучение сверхтонких взаимодействий в молекуле KC. Все параллельные вычисления проводились на суперкомпьютере ЦОД ПИК.Публичная версия исходных кодов программного пакета EXP-T сделана доступной для всего мирового научного сообщества: загрузить её можно на сервисе GitHub. Научные сотрудники МГУ им. М. В. Ломоносова, СПбГУ, университета Гронингена (Нидерланды) и Оклендского университета (США) уже начали использовать EXP-T для решения фундаментальных задач.

В настоящее время ведется работа по созданию новых квантово-механических моделей, которые позволяют расширить горизонты теоретического моделирования на соединения f -элементов с открытыми электронными оболочками.По итогам выступления на конференции «Суперкомпьютерные дни в России - 2020» готовится к выходу статьи в сборнике Springer Communications in Computer and Information Science. Препринт работы доступен на сервисе препринтов arXiv.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *